Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
Всего в деревне Красная Вешня было арестовано около 15 эстонцев. Все они, кроме Карла Савельевича, вернулись домой после окончания Великой Отечественной войны. Такие акции мешали работе, побуждали людей мигрировать в другие области страны — Сибирь, Казахстан, Кавказ, Киргизию, Дальний Восток. Родственники Керв вспомнили некоторые имена осуждённых людей: Пураск Я., Пураск Н., Треймут П., Треймут Ф., Толмац А., Рейнвальд И., Лане О., Костан Э., Петерсон А. и друг. Многие из них впоследствии стали жить в Великих Луках.
Нельзя пахаря-сеятеля обижать! Он — кормилец народа, поэтому его надо оберегать от произвола и насилий, надо охранять его здоровье!
Трудно теперь объяснить эту акцию в сравнении с жизнью в другом эстонском колхозе, в Масальском (см. ниже раздел «Колга в эстонском колхозе «Уус элу»). Колхоз в Масальском был создан по «инициативе снизу», без «организующего руководящего побуждения», там никого не судили и не ссылали, он был лучшим по производительности и продуктивности, закрома колхозников были переполнены, питания людям хватило на все военные годы. Жители Масальского помогли Красной Армии в 1942 году продовольствием — снарядили обоз интендантам военной части, проходившей через Масальское (около ста мешков картофеля, бочки капусты, крупа, животные жиры, мясо). Люди были одинаковые в этих двух колхозах, но в Масальском не мешали работать, сохранили кадры.
Крестьяне в это время представляли собой далеко не однородный состав. Были среди них, помимо бедноты, зажиточные семьи (кулаки, потомки помещиков), люди со средним достатком (середняки), хуторяне, которые противились коллективизации, выступали против её насильственного внедрения. Горем обернулась для многих кампания раскулачивания, сселение с хуторов, так как в
173