Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"

из соседних хуторов и деревень. На пустыре, недалеко от качелей зажигали большой костёр, который был виден за несколько вёрст. Это был традиционный эстонский народ­ный праздник со всеми его обычаями. Здесь люди забы­вали о своих трудностях жизни, о горестях и печалях. Эстонцы - народ певучий. В 1869 году в городе Тарту со­стоялся первый певческий праздник. Эстонцы в России знали об этом. Некоторые смогли впоследствии участво­вать в певческом празднике, проводимом в Эстонии. Мно­гие переселенцы привезли с собой народные песни и танцы, передавали их своим детям. Национальные ко­стюмы сохраняли долго и одевали их по праздникам.

    Жители Масальского украшали своё место жительства. Выездные пути из села украшались аллеями. Так, от север­ных ворот вниз по склону вела аллея из клёнов протяжён­ностью около 400 метров. Наверное, все парочки, которые влюблялись, прогуливались по этой великолепной аллее. Особенно красивой она была осенью в своём оранжевом наряде. Из южных ворот на просёлочную дорогу также вела аллея, которая состояла из вяза, дуба, липы, ясеня, берёзы.

 

    Переезды эстонцев в Россию были часто тяжёлыми, полными лишений. Очень трудно было им начинать жить в новых местах. Было немало случаев, когда переселенцы выживали лишь благодаря доброму приёму и радушию со стороны местных жителей, простых русских людей.

    Некоторые эстонцы остались в Торопце, устроившись в подмастерья (к портным, сапожникам, столярам), в под­ручные к купцам или к скупщикам.

   Переселение произошло в два этапа: в середине и в конце 80-х годов XIX века. Первый поток переселенцев оказался в более выгодных условиях — они заняли лучшие земли и оставшиеся помещичьи строения.

   Так, в первом потоке оказались семьи трёх братьев Тассо, двух братьев Караск, семья Хассона и друг. Эти

 

      236

      <=                                                                                                                     =>