Торопацкая шкатулка
Исследовательская работа
по изучению декоративно-прикладного творчества
жителей Торопацкого сельского поселения
Работу выполнила
Соколова Л.А.
библиотекарь Торопацкого
сельского филиала
I. Введение
Народных умельцев, которые занимаются вышивкой, вязанием, плетением корзин, резьбой по дереву, с каждым годом становится все меньше. В наши дни, когда исконные занятия предков уходят в прошлое, изучение этой темы особенно актуально.
Целью исследовательской работы «Торопацкая шкатулка» является изучение народных промыслов жителей Торопацкого сельского поселения.
Задачи, которые предстояло решить в рамках данного исследования:
1. Изучить по литературным источникам историю возникновения народных промыслов: вышивки, вязания, плетения корзин, резьбы по дереву.
2. Организовать деятельность по изучению творчества жителей села. Познакомиться с народными умельцами, проживающими на территории села.
3. Познакомиться с их изделиями и приемами изготовления.
Методика исследования:
При проведении исследования использовался опросный метод, который заключается в составлении вопросников и записи воспоминаний мастеров.
II. История возникновения вязания
Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно около 4 000 лет.
Самыми лучшими вязальщиками были признаны арабы, а сложнейшие узоры были придуманы еще до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии. В России история возникновения вязания крючком также не определена временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. В XIX-XX стало распространено вязание сапожек. На праздники вязаные вещи украшались цветными орнаментами.
Ручное вязание популярно во всем мире. Многие женщины называют его своим любимым занятием и посвящают ему большую часть досуга. Вязание на спицах придумали, мужчины.
В 16 веке вязание практиковалось в Европе повсеместно, но по-прежнему считалось мужским занятием, поэтому мастера не обучали ему женщин. Ситуация изменилась, как только крючки и пряжа попали в женские руки. Стало ясно, что ни один мужчина не может сравниться в этом деле с представительницами прекрасного пола, которым все необходимые для вязания качества – сметливость, изящество, изобретательность – свойственны от природы. В настоящее время мужчина, умеющий вязать - большая редкость. Женщины же достигли в этом деле достаточно больших успехов.
III. Из истории возникновения вышивки
Этот вид рукоделия возник давно, возможно именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур. Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и зачастую служило средством выражения его отношений к окружающему миру. В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение. Очень часто с ее помощью подчеркивалось социальное положение. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка.
Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.
Основные традиционные узоры, характерные для нашего края, сохранились и по сей день. Немногие, но все же, занимаются этим рукоделием.
IV. Знакомство с умельцами с. Торопаца
Мастерицы нашего села с радостью показали нам свои работы и поделились секретом техники вязания и вышивки своих изделий.
У каждой из этих удивительных женщин своя, не у всех легкая, судьба, но их объединяет эстетический вкус, умение украсить свою жизнь, влечение к прекрасному. Люди творят, а значит, они продолжают радовать окружающих своим энтузиазмом и своими работами.
Все мастерицы пенсионного возраста, но без дела сидеть не могут, любовь к труду воспитана у них с детства.
Очень интересные работы у руководителя территориального подразделения Торопацкого сельского поселения Сучковой Нины Михайловны.
У Нины Михайловны талант к вязанию крючком проявился к пенсионному возрасту. В молодости она вязала для своих детей на спицах носки, варежки. Этому научилась она у своей мамы.
Однажды старшая внучка Диана увидела, как соседка вяжет крючком и попросила бабушку научить ее вязать. На тот момент Нина Михайловна представление о вязании крючком имела отдаленное. Но что не сделаешь ради любимой внучки. Интернета в то время в селе еще не было. Через "Посылторг" заказали книжку "Учусь вязать крючком" и по этой книге бабушка и внучка делали первые петельки. Интерес у Дианы вскоре пропал, не хватило усидчивости. А вот Нину Михайловну сложно было отвлечь от этого занятия. Вязанию крючком стала отдавать все свободное от хозяйственных дел время.
Первые изделия были круглой формы: коврики для пола, накидки на стулья и табуретки.
Затем в интернете увидела описание техники вязания «Бабушкин квадрат», который взяла за основу своих изделий. Далее научилась вязать овальные коврики и половики.
Узоры подбирает чаще всего сама, но и интересуется изделиями других мастериц и переделывает на свой вкус. Своим трудолюбием и любовью к вязанию крючком сумела увлечь вторую внучку, Дарину.
Сейчас Нина Михайловна мастерски владеет крючком. В данный момент поступил «заказ» от внуков на следки.
Ежегодно с 2020 года изделия Нины Михайловны представляются на выставке в Торопацкой библиотеке.
«Каким бы суетливым ни был день, вечером я беру в руки крючок, погружаюсь в любимое дело, и с каждой новой петлей все заботы и волнения уходят за порог моего дома» - делает вывод Нина Михайловна.
Тамара Ильинична Соколова, работала на ферме. Воспитала шестерых детей. Имеет награды: Медаль Материнства и медаль "Слава матери".
Эту женщину можно назвать универсалом в рукоделии. Живя с няней, крестной и бабушкой, видела, как эти женщины умело владели навыками вязания и вышивки. Не прося никого показать, как это делается, только наблюдая, всему научилась сама в начальных классах.
Сначала попробовала вышивать «веревочкой». На льняном полотенце няня нарисовала узор, а маленькая Тамара вышила его. Это полотенце использовали в быту, чем очень гордилась юная рукодельница.
Затем научилась вышивать гладью и крестиком. Будучи еще ребенком, Тамара любила красоту и необычайность цветов. Она их срисовывала, придумывала композиции, подбирала оттенки.
Фантазия била ключом! С каждой неделей в доме расцветали все новые и новые цветы: маки, розы, колокольчики, незабудки, ромашки. И, действительно, глядя на эту яркую гамму цветов, думается о самом прекрасном на свете. Вышитые гладью «дорожки» украшали стены, как ковер. Очень нравилось украшать вышивкой собственную одежду.
Проходя мимо д. Курцево, Тамара Ильинична зашла отдохнуть к Екатерине Зайцевой, которая на тот момент занималась, как тогда называли, «строченьем» (вышивкой ришелье). Понаблюдав за работой Екатерины, Тамара Ильинична пришла домой, наладила машинку, села за вышивку и сразу получилось. Трудность заключалась в том, что в доме не было маленьких ножниц, а большими работать было не удобно.
Повзрослев, Тамара Ильинична готовила себе приданое: вышивала подзоры, скатерти, наволочки крестиком, но уже не на полотенце, а на канве.
Освоив разные виды вышивки, Тамара научилась вязать на спицах, используя проверенный метод «наблюдения». Няня принесла из д. Подберезье варежку, чтобы снять узор. Это было на крещенские праздники. Наблюдательная Тамара не только узор «сняла», но и сразу же попыталась вязать, за что получила нагоняй от бабушки, что грех это делать в праздники. Но желание попробовать свои умения было так велико, что спать не легла, пока не связала, хотя очень ругали.
Умение вязать крючком «подглядела» у мамы. Каждую свободную минуту использовала Тамара для рукоделия, даже когда пасла коров.
Выйдя замуж, научилась прясть у Марии Губиной (мамы Н.Е. Сосипатровой).
Изделия Тамары Ильиничны прекрасно выглядят рядом с современными вещами, украшая дом. Все они оригинальны, колоритны. (слайд31,32)
Тамара Ильинична представляла свои работы на выставке в библиотеке и проводила мастер класс по вязанию крючком.
Трудовая деятельность Сосипатровой Нины Егоровны также была связана с сельским хозяйством. С детства очень любила шить, вышивать, создавать уют.
Творческие способности не утратила до сих пор. Вязать научилась у мамы. Объяснять матери было некогда, Нина внимательно наблюдала, затем пробовала сама. Начинала вязать крючком. Первое изделие – это подзор.
Затем научилась вязать круглые салфетки, коврики.
Коврики она вяжет из тонких использованных вещей специальным крючком, сделанным своими руками из вязальной спицы, собственноручно выточенным с помощью напильника.
Владеет вышивкой крестиком. Глядя на эти цветы, листья, травку, которые особенно красиво сочетаются все вместе, вспоминается лесная поляна с многоцветьем.
Вязание и вышивание для нее отдушина, воплощение её фантазий. Узоры у нее получаются мягких очертаний, легкие и подвижные. Чем больше она вышивает, тем более увлекательной становится работа.
Вышивки Нины Егоровны отличаются яркостью колорита. Украшая вещь, она никогда не повторяет узор, а всякий раз по-новому располагает цветы, травку, придавая орнаменту неповторимое своеобразие. Из одних и тех же сочетаний цвета создает каждый новый узор, передает иное настроение.
Декоративные наволочки, вышитые крестиком, как магнит притягивают внимание гостей. Вышивке в технике ришелье научилась в юности у Соколовой Т.И.
Чтобы порадовать племянников, научилась вязать на спицах носки, варежки. В своих работах руководствуется собственной фантазией. Заранее никогда не планирует узор, вдохновение приходит во время работы.
«Вязание - это своего рода медитация, отключение от всех проблем, голова свободная, увлекаюсь самим процессом» - считает Нина Егоровна.
Соколову Эльвиру Владимировну мама научила вязанию крючком еще до школы. Первым ее изделием были подзоры. Затем научилась обвязывать воротнички. Чаще всего приходилось вязать, когда пасла коров в поле. Когда пошла в школу, сама попросилась пасти совхозных коров, чтобы сена дали. За лето Эльвира связала в поле покрывало на кровать, накидки на подушки и скатерть.
Спицами научилась вязать позже. Вязала варежки, носки, свитера, кофты.
Находясь на заслуженном отдыхе, имея плохое зрение, не бросает своё увлечение. Долгие зимние вечера Эльвира Владимировна коротает за вязанием крючком ковриков, покрывал на мягкую мебель.
Её изделия не хранятся в шкафах, дети, внуки, правнуки с нетерпением ждут очередного шедевра.
Свою любовь к рукоделию мастерица передала своей младшей дочери Надежде. Сейчас Эльвира Владимировна вяжет носки для мобилизованных.
V. История зарождения резьбы по дереву
Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап, или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы.
Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева, имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.
В Торопацких краях проживает народный умелец по работе с деревом М.Н. Иконников.
Михаил Николаевич Иконников родом из Москвы, но вот уже много лет вместе с супругой проживает в деревне Пожар Торопацкого сельского поселения. С юности Михаила притягивала природа, любил рыбалку, да и просто побродить по лесу. Во время таких прогулок стал приглядываться к необычным формам деревьев, капам, корням. Разглядывая очередной природный изыск, представлял, что получится, если тут подрезать, там заострить и подпилить. Мама была не совсем довольна, что в квартире разложены веточки, коряги, но видя, какой интерес вызывает это увлечение у сына, смирилась. Когда получился силуэт Лешего из корней, появилась уверенность в том, что может сделать своими руками что-то большее. После армии работал на заводе «Универсал» по специальности модельщик. Делал деревянные модели для литья, из них отливали детали. Придя домой, брал в руки инструмент и коротал время за любимым занятием. Часто не хватало нужных инструментов, приходилось приспосабливаться и делать самому: вытачивать, вырезать. Научился этому ремеслу самостоятельно, читая специальную литературу, а впоследствии и интернет источники.
От небольших сувениров перешел к изготовлению мебели: табуретки, стулья, столы, кровати. Для обработки Михаил используют различные сорта деревьев.
Из липы, ольхи, дуба, березы удобно изготавливать небольшие сувениры. Хвойные породы использует в основном для мебели, где важна надежность и износостойкость древесины.
Сейчас редкий день обходится без того, чтобы что-то не выпиливал, не вырезал. Михаил создаёт свои предметы из дерева, применяя технологии, проверенные поколениями наших предков.
VI. Плетение корзин
Мы привыкли видеть самые разные произведения народного искусства на художественных выставках. Некоторые промыслы завоевали всемирную славу, другие занимают более скромное место. А иные предметы просто составляют часть народного быта и произведениями искусства не считаются. Таковы всевозможные плетеные изделия, которые и до сих пор продолжают служить верой и правдой и городскому и сельскому жителям.
Изготовление плетеных корзин из сосновой лучины как вид традиционного хозяйственного занятия играло немаловажную роль. Корзины повсеместно использовались в быту крестьян, без них не могла обойтись ни одна крестьянская семья. Для многих семей владение этим ремеслом приносило дополнительный доход.
В нашем сельском поселении жил настоящий народный умелец, который мог искусно и умело плести из сосновой щепы. Это Соколов Андрей Петрович.
Плетением корзин занимался его отец, сын Андрей продолжил его дело, уйдя на заслуженный отдых. Вдова Андрея Петровича, Соколова Эльвира Владимировна, вспоминает, что не сразу приняла увлечение мужа, т.к. в доме создавался беспорядок, убирать приходилось часто ей.
Для изделия из драни нужно большое умение выбрать сосну, а затем распилить ее так, чтобы сердцевины нисколько не оставалось. Наколотые куски дерева положить на печь, «чтобы помякли», через сутки они уже прекрасно расщепляются ножом, и их нужно спешить использовать, т.к. из «парного» материала легче делать корзины. Плетение корзины производилось на ровной поверхности. Андрей Петрович плел обычно сидя на низкой скамейке. Сначала лучины раскладывал по длине, затем между ними вплетал поперечные полосы, которые плотно подгоняет друг к другу. В своей работе он пользовался ножом, рулеткой, киянкой и маленьким топориком. Несмотря на свой возраст, он изготовлял корзины очень быстро и искусно. Они у него получались ровными и прочными.
Забавный случай произошел, когда Петрович ездил за сосной в болото. Приехал в болото на лошади, привязал ее, а сам пошел выбирать сосну. Обошел все болото, приходит, а лошади нет. Она отвязалась и ушла домой без хозяина. Эльвира Владимировна очень испугалась, увидев Апрельку без хозяина. Бросила все дела и поехала по следу. По дороге навстречу шел Андрей Петрович, как же он ругал лошадь, высказывал свое недовольство, как человеку. Наверное, она его поняла, потому что такого больше не было, сколько бы времени не ушло на выбор сосны, лошадь всегда ждала хозяина.
Андрея Петровича уже год как нет, но много плетеных вещей, необходимых в доме, сделано его руками: это и корзины, в которых хранятся овощи и фрукты, и корзины, которые являются излюбленным местом для домашней птицы и большие корзины для сена.
Изделия Андрея Петровича пользовались большой популярностью во всем Торопацком округе. Нет ни одного хозяина, который бы не носил своей корове сено в корзинке от Петровича.
VII. Заключение
Уже третье тысячелетие шагнуло в наши дома, и пусть везде сейчас используется современная техника и новые технологии, но народные ремесла будут жить в душах и сердцах людей, в тех семьях, где любят мастерить своими руками, любят красоту, оригинальность и неповторимость. Ведь каждый человек уникален, а значит и творение его тоже уникально, неповторимо, индивидуально.
Изучение народных промыслов жителей нашего села продолжалось в течение 2020-2022 г. Организовывались выставки творческих работ, встречи с мастерами и мастерицами, записывались их воспоминания.
Таким образом, была изучена творческая деятельность следующих мастеров нашего села:
1.Соколовой Тамары Ильиничны
2. Соколовой Эльвиры Владимировны.
3. Сосипатровой Нины Егоровны
4. Сучковой Нины Михайловны
5. Соколова Андрея Петровича
6. Иконникова Михаила Николаевича
Список источников:
1.Соколова Т.И. Воспоминания. / Записала Соколова Л.А../Торопаца, 2022г. / 1с.
2.Соколова Э.В. Воспоминания. / Записала Соколова Л.А../Бели, 2022г. / 1с.
3.Сосипатрова Н.Е. Воспоминания. / Записала Соколова Л.А../Бели, 2022г. / 1с.
4.Сучкова Н.М. Воспоминания. / Записала Соколова Л.А../Торопаца, 2022г. / 1с.
5.Иконников М.Н. Воспоминания. / Записала Соколова Л.А../Пожар, 2022г. / 1с.