А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)

   «Человек создан по образу и подобию Божию» - такова суть библейской антропологии. Человек в Эдеме трудился для всего мироздания, поэтому Творец одарил его силами, превосходящими природные силы, дал свободу в выборе действий. Это дало человеку возможность пойти по ложному пути. Пользуясь свободой, человек изменил своему призванию и пошёл по пути оказания сопротивления (как посягательство на плоды «Дерева познания добра и зла», запрещённые в пользовании). Первородный грех можно представить в виде попытки человека повлиять на природу, используя данные ему силы в своих корыстных целях. Человек осознал, что он свободен и может действовать вопреки Богу. Путь к Древу жизни для него был закрыт и вместо борьбы с Хаосом человек стал его рабом. Первородный грех есть крушение Духа, утвердившего себя не в Боге, а в самом себе.

   Не только свой хлеб человек стал добывать «в поте лица», но и  духовные богатства пришлось завоёвывать напряжёнными усилиями многих поколений.

   Величие и красота истории поисков человечеством утраченного Бога в том, что оно всегда испытывало неудовлетворённость, никогда не забывало «райской страны», которую был вынужден покинуть. Эта память осталась в бессознательной части мозга. Человек утратил непосредственную способность общения с Богом, но он сохранил своё богоподобие. Религия занималась восстановлением связи между человеком и Богом сразу после его Грехопадения. В первых формах религии выявляется осознание вины человека перед Богом. Это выражалось в жертвоприношениях, попытках загладить свою вину.

   В.С. Соловьев в своём исследовании мифологий нашёл, что описание всех религий на заре человечества следует начать с религии Богини-Матери. Очевидно, другие первобытные формы религии являются как дополнительные и развивающие её. Археология приводит поразительные свидетельства всеобщего культа Богини-Матери в эпоху каменного века от Пиренеев до Сибири, в Европе, Индии, в Шумере, Африке, Палестине и в других местах. Найдены женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Всех их назвали «венерами», они имеют общие признаки: руки, ноги, лицо – едва намечены, а органы деторождения и кормления – изображены тщательно, подробно и гиперболизированы. Это фигурки с безголовыми торсами с сильно развитыми бедрами и грудью. Это – древнейшее представление и воплощение «вечной  женственности». Эти мелкие фигурки, очевидно, являлись идолами или амулетами Богини-Матери.  Богиня-Мать почиталась с дописьменных времён, есть описание её храмов во время походов Александра Македонского. В Передней Азии эти храмы охранялись персами, а позже – армией македонцев. Вот перевоплощение Богини-Матери: в Малой Азии – Кибела, Финикии – Астарта, Элладе – Деметра, Эфессе - Артемида, Карфагене – Танаит, на Руси – Мать-Земля.

   В глубокой древности жреческие функции принадлежали женщине. Да и кто, как не  женщина – живое воплощение мировой Матери - должна держать в руках тайны культа! Ведь она носит в себе тайну рождения. Матриархальные верования рассказаны на изображениях в пещерах, созданных в каменном веке, где женщина ставится рядом с бизоном, оленем или другим зверем. Это магия, в которой женщина заклинает зверя перед охотой. Очевидно, были обряды, совершаемые хором женщин. Женское божество является родительницей всех живущих, она хозяйка леса, моря, дающая плодородие и удачу. В этом веровании нашло чувство мистической природы. Первобытный человек видел повсюду сокрытую одушевлённость: в деревьях, в животных, в беге облаков. Для него взаимодействие вещей в мире видимом и невидимом не отличалось – везде обитали духи. Очевидно, главенство женщины в период матриархата было связано с культом Богини-Матери [14].

<=                                     =>