А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
В качестве примера культа Богини-Матери, направленной на повышение плодородия природы, приводится изуверский ритуал оскопления. На третий день великих весенних праздников в честь Кибелы и Аттиса первосвященник вскрывал себе вены на руках, а жрецы более низкого ранга, возбуждённые необузданной дикой музыкой, с трясущимися головами, приведя в себя в состояние экстаза и потеряв чувствительность от боли, наносили себе раны ножами и глиняными черепками, забрызгивали кровью подножие статуи – алтарь. Затем – оскопляли себя и бросали отрезанные части тела в статую женской богини Кибелы. Жрецам подражал простой народ.
Другой пример культа Богини-Матери был связан с сакральной проституцией, которая необходима также для поддержания производящих сил природы. Происходило «небесное» соединение богини с возлюбленным. Для усиления эффекта производящих сил выполнялась половая связь мужчин и женщин в святилище богини. Это было естественным и полезным делом. Неудивительно, что за 9000 лет до н.э. человек без ложной стыдливости изображал культовые эротические сцены, чтобы с помощью магии способствовать своей плодовитости, плодовитости животных и растений.
О сокральной проституции в Вавилоне сообщает Герадот: «Самый же позорный обычай у вавилонян вот такой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Богини-Матери и отдаваться за деньги чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, приезжают в закрытых повозках в сопровождении слуг. Большинство женщин сидят рядами с верёвочным жгутом на голове. По проходам между рядами ходят чужестранцы. Сидящая женщина не может возвратиться домой пока ей в подол не бросит любые деньги чужестранец и не соединится за пределами священного участка. При этом он скажет: «Призываю тебя на служение богине Милетте (Иштар)!» Отказаться нельзя. Однако, после соития, исполнив священный долг, ни за какие деньги нельзя овладеть ею».
Из культа Богини-Матери образовались ритуалы и другие культы: тотемизм, анимизм, фетишизм (талисманы, амулеты), шаманизм. В тотемизме7 заложена идея братства человека и животного. Это нашло отражение в мифах, согласно которым предки людей имели смешанные человеко-зверинные признаки. Вероятно, вера в зооморфных предков восходит ещё ко времени пещерных жителей. Тотем – это, как правило, животное, которое является предком и покровителем человека и всего его племени. Семья, племя верят, что они кровно связаны с тотемным животным. Возникает ощущение коллективизма. Человек отказывается от индивидуальности, он руководствуется силой, которую черпает в коллективе. Залогом этого является тотемический предок и дух-покровитель рода». Здесь играет огромную роль вера в духовное единство с природой. Тотемное животное является священным, его нельзя было убивать. В Индии до настоящего времени священными животными считают коров, тигров, обезьян.
Анимизм – религия духов. Природа признавалась одухотворённой, оживотворённой. Это распространялось на весь видимый мир, умерших людей и животных. Это был культ умерших. Культ анимизма не признаётся современной философией религии, однако имеет под собой основание. Теперь можно сказать, что все животные (живые и мёртвые), растения (живые и мёртвые) и минералы обладают полями, которые могут резонансно взаимодействовать с полем человека-исследователя (см. ниже описание опытов).
7 Тотемизм – представление о том, что все члены одного рода происходят от определённого животного или предмета – тотема. Это была вера о том, что данная община людей родственна тотему (например, медведю).