А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
Возникновение христианства
«Скорее верблюд пройдёт через игольное
ушко, чем богатый попадёт в царство небесное»
Были произведены археологические исследования вблизи Мёртвого моря, прочитаны найденные документы, изучены имеющиеся материалы, касающиеся мифов и религиозных воззрений, фактов, которые относились к периоду с II в. до н.э..
На западном берегу Мёртвого моря был обследован холм Хирбет-Кумран и пещеры. Обнаружены следы обитания – черепки глиняной посуды и найдены законсервированные (забальзамированные) рукописи на выделанной телячьей коже. По современному методу С-1427 возраст найденных рукописей относится ко времени от 167 г. до н.э. до 233 г. н.э. Здесь также нашли греческие копии Библии и сотни монет: сирийских, иудейских и римских.
Кому могло прийти в голову проводить свою жизнь среди мёртвой пустыни, среди голых, лишённых растительности, скал? Вблизи Мёртвого моря без жизни в нём? Какие причины поселили здесь в древности людей?
Ещё до изысканий археологов было известно из сообщения Плиния о том, что у Мёртвого моря жили ессеи. Ессеи – иудейская секта, возникшая во II в. до н.э. Ессеи принимали участие в антиримском восстании, их идеология сыграла большую роль в формировании христианства.
В рукописях рассказано о взятии римскими войсками крепости Масады, последнего оплота зелотов, восставших против поработителей. Масада была расположена на западном берегу Мёртвого моря. Масада стояла на обрывистой скале и была обнесена стеной из белого камня с тридцатью семью тридцатиметровых башен. Внутри стен находились богатые здания, хранились запасы продовольствия, оружия, цистерны для хранения воды, были канализация и водопровод. Римляне потратили три года на подготовку штурма. Вождь осаждённых Элсазар Йаир, понимая, что падение крепости неизбежно и восставшие обречены, обратился к собратиям, предложив самим поджечь крепость. Чтобы высказать презрение римлянам, он уговорил их покончить с собой, предварительно уничтожив все ценности. Защитники согласились с вождём. Они убили своих жён, детей и друг друга. Из оставшихся десяти человек, бросивших жребий, последний поджёг крепость. Когда римляне ворвались в крепость, внутренние помещения были завалены трупами, а город горел.
Археологам посчастливилось найти рукописи и предметы, чудом уцелевшие в огне пожара. При этом, археологи получили удивительные сведения о кумрамском «учителе праведности», проводившим проповеди среди народа и бывшим в опале у официальных священников. Было замечено поразительное сходство между этим «учителем праведности» и Иисусом из Назарета христианской религии. Судьба их была почти одинаковой: оба «учили», оба были гонимы и казнены. Отличие состояло в том, что в рукописях не приведено ни имени «учителя», ни времени и места его жизни. У учёных мнения разделились: одни считают что «учитель праведности» является фигурой вымышленной, другие – реально существовавшей. Эти учёные продолжают изучать древние рукописи и другие археологические материалы для установления истины.
Совершенно иначе дело обстоит с христианским Иисусом из Назарета. Биография и деятельность его приурочены к определённому времени и связаны с определёнными местами по евангельским рассказам.
Археолог-исследователь Эрих Церен, основываясь на огромном материале о религиях древности, приводит к истокам возникновения христианства и высказывает свои взгляды на личность Иисуса из Назарета.
Приведены многообразные взгляды на личность Иисуса. Существует представление о том, что Иисус является продуктом религиозного мифотворчества. Многие учёные отрицают историческое существование Иисуса Христа, а считают его астральным Богом (см. «эгрегор» в разделе «Верования первобытного человека и становление религии»), олицетворённым небесным светилом, мифическим богом-спасителем, подобным солнечному богу-спасителю Митре, культ которого был занесён из Ирана и распространился по античному миру. Астральную точку зрения высказывали учёные Винклер, Древс, Немоевский, известный учёный и революционер Н.А. Морозов. Морозов не отрицал, что образ Христа имел определённый прототип, вокруг которого и сгруппировывались астральные мифы.
Среди сторонников исторического существования Иисуса Христа нет единодушия, его деятельность и личность оцениваются по-разному. Для одних он бунтарь, вождь угнетённых масс, социальный реформатор. На такое понимание образа Иисуса Христа опиралось движение « христианского социализма», возникшее в середине XIX в. в Западной Европе. С подобной трактовкой учения Иисуса Христа выступали представители «утопического социализма» (например, Кабс, Вейтлинг). По их мнению, Иисус Христос и его последователи были первыми проповедниками коммунизма на земле. Для других Иисус Христос – умный, добрый, обаятельный человек, понявший, что нужно людям для того, чтобы быть счастливыми, и учивший их этому. Такое толкование личности Иисуса встречается в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Для писателей и учёных французского Просвещения (Вольтер, Дидро, Гольдбах) христианская религия и культ Иисуса Христа, как идеология воспринималась недоброжелательно, вредными человеческому разуму.
Католический священник Жан Мелье (конец XVII- началоXVIII в.в.) выдвинул версию, что Иисус Христос был душевнобольным человеком. Мелье ссылался на евангельские тексты, из которых явствовало, что таково мнение окружающих лиц (даже самих
близких Иисусу) и что мысли и слова Иисуса, не говоря уже о многих поступках, свидетельствуют о его ненормальности. Последователи Мелье, анализируя поведение Иисуса, находили у него все признаки тяжёлого психического заболевания - паранойи. Этот диагноз был установлен известным французским врачом-психиатром А.Бинэ-Санглэ в книге «Безумие Иисуса», изданной в 90-х годах XIX в.. Иисус Христос (греч.Christos, евр. «машинах» – мессия, помазанник, спаситель).
Проблема существования или не существования Иисуса Христа, как реальной исторической личности до сих пор остаётся для историографии нерешённой, о чём свидетельствует полемика в христологии между исторической школой и мифологической школой.
Иисус Христос был признан Богом в 325 г. на Никейском Соборе.
27Метод С-14 стал применяться в археологии для датировки различных находок. Он основан на том явлении, что все живые организмы, как растительные, так и животные поглощают радиоактивный углерод С-14. После смерти организма, углерод подвергается распаду, происходящему по известному закону. По остатку С-14 можно вычислить время, когда в организм он перестал поступать.