Из книги И.М. Невзоровой "От Рустеберга до Елшанки. Очерки о России и Кноррингах"
слепых. А если поведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф, 15:14). «Эпоха Просвещения сопровождалась кризисом Веры»1. О той же «раковине ночи», о «свете» без Веры, заставляющем «бунтовать и роптать» алчную гордыню, приводящем нередко к безумию, писал в середине XIX в. Ф.И. Тютчев:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, Боже моя!
Приди на помощь моему неверью!..»
Ф.И. Тютчев. Наш век (1851)
Следов самого Пушкина в Андреаполе не обнаружено (усадьба Михайловское находилась в Опочецком уезде Псковской губернии, западнее Торопца и Андреаполя; путь поэта из Петербурга в Кишинев в 1820 г. также проходил по западу Псковской губернии, через Опочку). Но здесь останавливались родственники Пушкина в 1838 г. – семья правнука «арапа Петра Великого» - помещика, поручика Александра Яковлевича Ганнибала (1797-1834; сын Якова Исааковича, внук Исаака Абрамовича Ганнибалов):
1838 – «Из города Великих Лук великолукская помещица поручица Александра Егоровна Ганнибалова. Дети ее сын Егор Александрович и дочь Елизавета Александровна Ганнибаловы, мамзель Мила Ивановна» (Курорт. С. 154).
Посещали Андреапольские воды и пушкинские приятели-масоны. Среди них один из «дуэлянтов» поэта, «граф и кавалер Александр Дмитриевич Хвостов», приезжавший в Андреаполь в 1817 г. (Курорт. С. 116). Причиной несостоявшейся дуэли были пушкинские строки: «В гостиной свиньи, тараканы / И камер-юнкер граф Хвостов».
1 Зоитакис А. Идеология европейского Просвещения и революционные события 1917 г. URL: https://pravoslavie.ru/102232.html