Из книги И.М. Невзоровой "От Рустеберга до Елшанки. Очерки о России и Кноррингах"

роля», масона Алексея Борисовича Куракина (1759-1829), дорожки были названы «Неожиданного утешения», «Преодолеваемых трудностей», «Скорого достижения», «Доброго согласия» и пр.; беседки – «Славы», «Терпения», «Лады», «Дружбы», «Благодарности», «Истины»; купольные беседки – «храм Цереры», «храм Венеры» и т.д.1

   Изучая эскизы построек Андреапольских минеральных вод, авторство которым мы приписываем Н.А. Львову (см. выше), обнаруживаем классический набор масонских зданий, имеющих символическую нагрузку. К ним относится «Храм Дианы» в Андреаполе, имеющий форму «Ротонды Палладио», «Маяк Истины» и др.

Как было сказано, для творчества Львова характерны башни-маяки, храмы-ротонды и пирамиды (в виде пирамиды им спроектированы часовни, некрополи, надгробные памятники, а также погреба, амбары и пр.). Со времен египетских пирамид это был символ добродетели, незыблемости, вечности, продолженный в масонской символике. На зданиях мы видим силуэт «лучезарной дельты». «Храм Солнцу», «Маяк Христианства» - называл Н.А. Львов свои творения.

   Масоны-просветители были захвачены идеей создания тайной организации философов, предназначенной эффективно влиять на политику, делая ее разумной, а монархов – просвещенными и добродетельными. Это способствовало появлению в XVII в. многочисленных тайных обществ, - их организационно-теоретическое наследие и было воспринято масонами (первая Великая ложа Англии была образована в 1717 г., к середине XVIII в. уже распространилось по миру). Масоны-просветители (в отличие от средневековых «вольных каменщиков». – И.Н.) были сторонниками доктрины деизма» (Киясов С.Е., Серков А.И.).

Деизм – религиозно-философское учение XVII-XVIII вв., допускавшее существование Бога как первопричины мира, но отвергавшее его дальнейшее влияние на развитие природы (а значит – отвергавшее Его Сына и само общение человека с Богом – Богообщение).

   В Россию масонство импортировано из Англии, как спутник эпохи просвещения. Философ и богослов Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) писал: «Масонство было событием в истории русского общества, - того нового общества, которое родилось и сложилось в Петровском пе-

   1 Нащокина М.В. Русский масонский сад. URL: http://gardenhistory.ru/page.php?pageid=380; Серков. С. 446.

<=                      =>