Мотовозик до Жукопы

Взгляд из мотовозика

   Пожалуй, это тот самый случай, когда предисловие к книге действительно необходимо – уж слишком разными, как по форме, так и по содержанию, являются собранные под её обложкой произведения, уж слишком разными, как по возрасту (а также по профессии, образованию, социальному статусу), так и по уровню мастерства, являются авторы, представившие своё творчество на читательский суд.

    А ларчик, как водится, открывается просто: перед тобой, читатель, сборник рассказов (очерков, зарисовок, сказок, эссе и прочих малых литературных форм), опубликованных в своё время в литературно-краеведческой газете «Светлячок», вот уже пятый год выходящей в городе Андреаполе при поддержке местной библиотеки. Несколько месяцев назад «светлячковцы» отметились выходом в свет своего первого совместного детища – поэтического сборника «В бессонные ночки затейливы строчки». Теперь, как видно, пришла пора и для «суровой прозы».

   Концепция сборника незатейлива. Редакторы просто собрали под одну обложку произведения авторов, отметившихся в своё время на страницах «Светлячка», стремясь максимально широко представить весь литературный спектр современной русской глубинки. Было бы, конечно, наивно предполагать встретить на страницах сборника неизвестные шедевры мировой литературы (ни один из авторов не является профессиональным писателем, а для большинства опубликованные здесь произведения и вовсе являются первой пробой пера), но некоторые из представленных рассказов, я уверен, приятно удивят даже самого искушённого читателя.

    Представленный в сборнике спектр авторов действительно широк – от наивных школяров до умудрённых жизненным опытом пенсионеров, от тружеников села до военных лётчиков и учителей церковных школ. И всё это – мы, наш город и его ближайшие окрестности. Со своими мыслями, чувствами, переживаниями. С нашими попытками осмыслить жизнь и с нашими, может, немножко наивными, философскими размышлениями. И пусть эти попытки незакончены и несовершенны, а философские размышления поверхностны и вполне определённо отдают завалинкой, но вот чего у них не отнять – так это искренности. Мне кажется, что мы все, вместе взятые, – вполне себе симпатичные ребята. И даже через годы нас можно будет ярко себе представить, прочитав наш общий литературный труд.

   Несколько слов надо сказать и о названии сборника. «Мотовозик из Жукопы» – так называется один из помещённых в сборник рассказов. Почему для заглавия всего сборника был выбран именно этот рассказ? Вовсе не потому, что он является неким стержнеобразующим для сборника произведением. И не потому, что он отличается какими-то своими особенными литературными достоинствами. Просто... Просто от названия этого веет русской глубинкой. Вслушайтесь: «мотовозик»... «Жукопа»... Слова незатейливые, неспешные, явно не городские, далёкие от суеты мегаполисов, от автомобильных пробок и сверхскоростных роскошных «Сапсанов». И слова совсем не современные: «мотовозик» – прошлого века, а «Жукопа» – та, вообще, века дальнего, забыто-патриархального. Ведь, несмотря на телевиденье и интернет, несмотря на повальную автомобилизацию и поездки на отдых в Турцию, русская глубинка по-прежнему во многом живёт устоями, сформированными в веке далеко не нынешнем.

    Хорошо это или плохо – тема для отдельного серьёзного разговора, но убедиться в этом факте можно, в том числе и прочитав этот сборник.

    И ещё. Мотовоз – это ведь не просто забытое ныне средство передвижения. Это – в своё, не такое уж давнее, время – основной элемент транспортной системы, предназначенной (во всяком случае, в наших краях) для доставки кругляка с глухих, дремучих лесных углов и торфяного брикета с болот.

   И вот тут я не премину отдать дань столь любезному мне символизму. Мыслится мне, что именно этот вот мотовозик – незатейливое, но мощное и надёжное тягловое средство российской глубинки – как раз и сможет стать тем движителем, который вытянет всю русскую литературу из её нынешнего незавидного состояния. Состояния запойного глухариного самолюбования, дремучего, даже порой кажется показного, невежества, аморального, на грани, а порой даже и за гранью порнографии, распутства. То есть из того дурнопахнущего застойного болота, в которое она скатилась за последние два десятка лет. Нет и не может быть литературы большой, высокой, элитной без литературы малой, массовой, «низовой», уходящей корнями своими в глубину, в самую суть, в соль родной земли. Той литературы, незатейливый образец которой ты, читатель, держишь сейчас в руках.

Владимир Юринов,

член Тверского Содружества писателей

<=

=>