Спиридовская сельская библиотека
Палитра жизни Андрея Кочеткова
Член Союза Художников СССР
Работы находятся в музеях и частных собраниях России, Франции, Германии, Англии,
Шотландии, Чехии, Словакии, Польши, США, Венесуэлы и о. Маврикий
Детство, отрочество, юность
Андрей Дмитриевич Кочетков родился 19 октября 1925 года в Москве. Его отец -рабочий, был первым секретарем комсомольской ячейки знаменитой «Трехгорки», стоял в карауле у гроба Ленина. Но в 1937 году был репрессирован. Мать - образованная девушка из богатой семьи - в 1917 году «ушла делать революцию». А в 1970-х эмигрировала во Францию. До начала Великой Отечественной войны семья жила в Москве, на Зубовском бульваре, там Андрей учился в школе. «Единственным уроком, который я не срывал, был урок рисования», - признается он полвека спустя. Правда, к седьмому классу Андрюша «остепенился», стал прилично учиться и даже писал стихи на французском языке.
Неподалеку от дома располагался Музей нового западного искусства, где была прекрасная коллекция работ импрессионистов. Школьником Андрей частенько захаживал туда, однако, его подростковый вердикт был нелестен для импрессионистов: это не искусство, а хулиганство. Впрочем, хулиганство никогда не было чуждо Кочеткову, а живописные полотна запали в душу - он проводил в музее практически все свободное время. С этого, говорил, все и началось.... Учиться любимому делу пришлось уже после войны.
Художник
В 17 лет Андрей Кочетков ушел добровольцем на Великую Отечественную войну. Служил на Северном и Тихоокеанском флотах, стал офицером. Награжден орденом Отечественной войны, медалями и знаками отличия.
После демобилизации он пошел учиться. Сначала - в Московском институте прикладного и декоративного искусства, где преподавали крупнейшие художники - Дейнека, Фаворский, Шухмин и др. В 1952 году институт как «рассадник формализма» был закрыт. Студентов перевели в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Его в 1954 году Андрей Кочетков и закончил - с отличием. Но как ученик «педагогов-рассадников» официальной любовью не пользовался.
Первая маленькая победа и радость - этюд с натуры «Окно на веранде» (1958). За эту работу его премировали поездкой в Дом творчества, а затем приняли в Союз художников. Тогда, в период «казенщины», интерес к натуре только-только появился, и «Окно» произвело впечатление. Начало его творческой карьеры было блестящим - уже в 1962 году он стал делегатом съезда художников РСФСР, участвовал в выставках вместе с Шемякиньм, Крестовским и другими мастерами. Но общественная деятельность «подорвала» положение «фаворита».
Мятежник
В 1962 году Андрей Кочетков организовал молодежную комиссию Ленинградского отделения союза художников (ЛOCX) и устроил серию молодежных выставок. В книге «Путь. Записки художника» (С-Пб., 1998) Леонид Ткаченко пишет о них: «Вокруг этих выставок кипели страсти. Они будоражили воображение и излучали энергию молодости. Но «публика» была разная, и если часть молодых художников и студентов восхищалась столь неожиданными картинами (старшие многозначительно уклонялись от оценок или ругались), а часть искусствоведов даже приветствовала, то другая часть «публики» -партийное руководство города, застигнутое врасплох, - поняло, что произошло ЧП! Надвинулись тучи, загремел гром, и засверкали молнии. Кочеткова постоянно вызывали то в горком, то в обком КПСС».
Последней каплей стала большая выставка летом 1962 года в Большом зале ЛОСХа, аналогичная той, что разгромил Хрущев в Манеже. Но в Москве был огромный скандал, а в Ленинграде организаторов «придавили втихаря», удостоив парой фраз в центральной и «Ленинградской правде» вроде «способствовал проникновению вражеской идеологии».
Леонид Ткаченко: «Зная истории сталинских лет, Кочетков и Марковский не были уверены, что за ними ночью не приедет воронок, и несколько дней пили на последние деньги, как выразился Андрей, «по черному».