Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"

общим пением псалмов и редкими монотонными ударами колокола, оповещавшими окрестное население о траурном событии. Для чего на кладбищах строились часовни с ко­локолом. Обряд предусматривал накануне захоронения класть усопшего на ночное время в часовне. В ней же про­водилось богослужение и прощание.

         Эстонские переселенцы, проживавшие вокруг озёр Бойно, Бросно, Бриссо, Волкота, хоронили усопших на эстонском лютеранском Ишутинском кладбище, располо­женном на южном берегу озера Бросно [31]. На северном берегу озера располагалось православное кладбище и цер­ковь Троицкая. Через озеро оба кладбища взаимно про­сматриваются.

         Ишутинское кладбище старое. Есть предположение, что оно существовало до появления здесь в 60—70 гг. XIX в. эстонцев-лютеран и даже до поселения в этих местах участ­ника Отечественной войны 1812 года Ишутина, по имени которого оно и названо. Какие же конкретно протестанты основали Ишутинское кладбище, сказать трудно. Захоро­нения без фундаментальных надгробий исчезают быстро. Например, известные захоронения 1911—1915, 1924—1927, 1946—1948 гг. исчезли бесследно — на месте могил уже рас­тут деревья.

         Есть и более поздние сведения. Так, по рассказам род­ственников последнего владельца земель сельца Ишутино — Югана Таск — кладбище в современном его виде было соз­дано и обустроено совместными усилиями эстонцев, про­живавших на хуторах вокруг указанных озёр. Инициатором сооружения кладбища явился Индрик Таск 1831 г. р., при­ехавший из Эстонии в Россию в 1869 году и привезший с собой письмо-отношение из прихода города Хельме в при­ходы городов Пскова, Торопца и Торопы о содействии пе­реселенцам на новом месте (см. ниже в разделе о роде Таск). Было дано разрешение на сооружение кладбища в Ишутине. Его сын Юган выделил участок земли для самого

 

 

77       

 

<=                                                                                                =>