Журавли солдатской памяти

Надо ли мстить погибшим?

   Первых немецких солдат жители нашего района увидели в самом конце августа 1941 года. Это были части 23-го армейского корпуса, со стороны Торопца, наносившие удар по нашим частям 22-й армии. Уверенные в скорой победе, катили они на велосипедах вслед за отступавшими советскими войсками. А уже в январе 1942 года частям наступающих 4-й и 3-й ударных армий с территории нашего района был изгнан последний немецкий солдат.

   Между этими датами – почти пять месяцев оккупации. Знаете, правда о войне, а особенно об оккупации, еще вообще не сказана. В угоду разного рода пропагандистским доводам немцев представляют то кровожадными дегенератами, убивающими и сжигающими все на своем пути, то (все чаще в последнее время) интеллигентными очкариками, спасающими русский народ от голода и кормящими его шоколадом. Я думаю, что правда где-то посередине, вернее, она и в том, и в другом, она значительно более многогранна, чем мы привыкли считать.

   Разговаривая со многими людьми, пережившими оккупацию, я нередко в одной и той же деревне слышал рассказы и о зверствах фашистов, и о том, как немецкие солдаты спасали их от голодной смерти, а иногда и от расстрела. Все зависело от обстоятельств. На войне вообще личные убеждения очень мало значат.

   Многие немецкие солдаты, да и офицеры, не принимали фашизм, многие просто не знали, что это такое (как и советские солдаты не знали о сталинском тоталитаризме), но они исправно воевали, потому что другого выхода у солдата просто нет. Солдат настолько закон-формирован, что от него мало что зависит. Он связан железной дисциплиной, присягой, позади у него заградотряд, впереди – враг, который понятия не имеет о его личном настроении. Добавьте сюда фронтовые службы безопасности – как у нас, так и у немцев, «Смерш» и так далее.

   Выбор у солдата невелик: убивай или будешь убит сам. Не погибнуть солдату на войне вообще очень трудно. Войны начинают и ведут политики, а кровью и жизнью за это расплачиваются солдаты. Солдат — это жертва войны, и не ради оправдания погибших на нашей земле немецких солдат я это говорю. Пришедшим на нашу землю с мечом нет оправдания. Я говорю об этом ради прощения. Ведь убитый солдат – это уже не враг. Это человек, который отошел в мир иной. И его уже не нужно ненавидеть. Жить одной местью, жить только одним непрощением нельзя – это немыслимо для человека. Ведь существует даже заповедь господня: простите и сами прощены будете.

   Впервые это случилось летом 1989 года при поисках неизвестных захоронений советских воинов у Ивановой Горы. Один из членов поискового отряда «Подвиг» случайно обнаружил останки немецкого солдата. Увидев немецкую каску и сапоги, мы испытали неловкость и растерянность. Поначалу не знали, что и делать. Но, посоветовавшись, решили собрать останки в пластиковый мешок, надписать его согласно найденному при нем жетону и захоронить на прежнем месте, указав его точное положение на карте. Так мы поступали и в дальнейшем.

   Да, ребята из «Подвига» лучше других знают горькую правду о том, что тысячи, десятки тысяч наших солдат и офицеров, убитых на той войне, до сих пор не имеют могил. Но одно дело, если речь идет об останках советских воинов, другое – когда о… О ком? О фашистах или все-таки о людях, но немецкой национальности?

   Тот факт, что в нашей земле без погребения доныне лежат останки не только советских, но и немецких военнослужащих, долгое время замалчивался это был «неудобный», с точки зрения власти, вопрос. Но чем шире разворачивается в последние годы поисковая работа, тем яснее становится, что такая существует и решать ее необходимо. Много раз при встречах советские и немецкие руководители разных рангов касались ее, но вопрос о том, что делать с «чужими» могилами, пока остается открытым. А поиск останков с каждым годом становится труднее, шансов отдать последний человеческий долг погибшим остается все меньше.

   Факторов, разрушающих могилы, в буквальном смысле сравнивающих их с землей, немало. Самый сильный из них, конечно время. Но можно привести много примеров, когда захоронения наших солдат, так и немецких, уничтожаются людьми – сознательно или по недомыслию. На человеческих костях строятся сельские клубы и фермы, по костям распахиваются поля и разрываются карьеры. «Подвиговцы» видели следы такой «разумной» человеческой деятельности и у нас в районе.

   И еще одно опасность, как ни стыдно говорить о ней в наше время, это… мародеры. В поисках оружия и экзотических сувениров разграблению подвергают в первую очередь немецкие могилы. Захоронениям наносится непоправимый ущерб еще и тем, что мародеры нередко прихватывают и солдатские жетоны с личными номерами военнослужащих, по которым можно восстановить фамилии погребенных. После этого могила обезличивается.

   А ведь и немцев где-то в Германии до сих пор, возможно, разыскивают родственники, рассылая запросы через Красный Крест и другие международные организации. Выходят немцы и напрямую на поисковые объединения и отряды. Так, найденные во время поисковых работ отряда «Подвиг» немецкие жетоны (на снимке) скоро будут направлены в Германию для передачи их родственникам погибших.

   В пример нам будь сказано, в германии все захоронения наших солдат ухожены, там уважительно относятся к нашим могилам. Там стоят памятники нашим полководцам. Там понимают, что есть определенные исторические обстоятельства, в которых действовали все эти люди, и надо как-то поставить черту под всеми войнами. Там никому и в голову не придет мстить этим солдатам через десятилетия. Мстить, по сути, памяти об усопших.

   Более того, немцы при разговоре с поисковиками долго не могли взять в толк, как это мы, спустя пятьде-

<=                      =>