А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
История! События и жизни людей во имя Нанна – бога Луны города Ура. Произошло: «На 13-й день месяца Элул луна потемнела и затмилась. Знамение: Нанна нужна жрица». Выяснилось после многочисленных жертвоприношений и вопрошений оракула, что Нанна хочет иметь в качестве жрицы дочь царя Набонида. Царь посвятил свою дочь в верховные жрицы бога Нанна в Уре. Впоследствии такие «невесты бога» вытеснили культ Венеры/
Интересно повествует археолог Вулли о раскопках на погребальном поле в районе храмов Ура. Он исследовал царское захоронение.
«Копали шурф – траншею. Траншея на глубине 9 м. перешла в прямоугольную яму. Неподалёку от входа в яму были обнаружены остатки повозки, похожей на сани и человеческие кости. Повозка была очень роскошной, отделана мозаикой. Золотые львиные головы с голубыми гривами из лазурита и раковин, маленькие золотые и серебряные головы львов и львиц перемежались с золотыми бычьими головами. Перед санями лежали скелеты двух ослов и двух кучеров. Значит, были два осла которые везли сани, и два пажа, которые их вели. В санях лежали драгоценные вещи, посуда и орудия труда: золотая пила и долота. Раскапывая дальше обнаружили женские скелеты. Девять женщин лежали двумя рядами, как будто они приготовились к дворцовой церемонии. На всех были чудесные украшения – золотые диадемы и жемчужные ожерелья.
Как у мужских скелетов, у этих женщин также отсутствовала привычная погребальная утварь. Вместо неё в шахте лежали остатки дорогой арфы с инкрустациями из золота и слоновой кости. Инкрустация изображала животных: орёл с львиной головой парит над двумя рогатыми животными (баранами?). У священного дерева стоят два быка. Здесь изображена сцена борьбы между львом и быком. Кроме того, на инкрустациях арфы обнаружили человека-быка с рогами и копытами. Он хватает двух маленьких львов за задние лапы. На арфе – религиозные сюжеты.
Копая дальше, обнаружили вход в склеп. У входа в него лежали шесть скелетов – в два ряда по три скелета в полном вооружении: на головах медные шлемы, в руках медные щиты и копья. Конечно, всё это было расплющено. Далее оказались две деревянные четырёхколёсные повозки. Повозки были богато инкрустированы. В каждую повозку было впряжено по три быка, скелеты которых сохранились. Рядом, перед головами быков, находились скелеты конюхов, которые держали животных за поводья. Внутри повозок были найдены останки возниц. Сидя на своих местах, они держали в руках вожжи. Так их застала смерть тысячи лет назад.
Продвинувшись вперёд обнаружили останки девяти женщин у наружной стены гробницы. Они лежали в парадных головных уборах с большим количеством золотых украшений, лазуритовых и сердоликовых бус и другого. Шейные украшения были сделаны из золота. Всё пространство между повозками и погребальной камерой было заполнено останками человеческих тел.
Гробница была ограблена, вероятно, ещё во времена Авраама вавилонянами. Имя царя сохранилось по надписи на найденной печати: А-бар-ги».
Вулли нашёл и «вошёл» в соседний склеп, который не был ограблен. «В этом склепе, наполненном драгоценностями, на специальных носилках лежали останки женщины. У её головы и у её ног сидели на корточках две прислужницы (от них остались только скелеты). Это была царица – жена царя – А-бар-ги.
Была найдена прелестная цилиндрическая печать из голубого лазурита в этом склёпе. На печати прочитали имя царицы: Шуб-ад.
Возле руки царицы стоял красивый золотой кубок. Верхняя часть тела скрывалась под массой золотых, серебряных, лазуритовых, сердоликовых, агатовых, халцедоновых бус. Длинные нити бус покрывали и ниспадали как покрывало от головного убора и шейных украшений до талии. Головной убор состоял из золотого обруча с гирляндой золотых колец. Это золотое сооружение покоилось на огромном парике. На парике были укреплены венки из золотых, буковых и ивовых листьев и золотых цветов. Всё это было перевязано тройной нитью сердоликовых и лазуритовых бусин и закрепляло на затылке с помощью золотого гребня. Были ещё серьги в форме полумесяца и драгоценные большие камни. Неудивительно, что под этой тяжестью череп проломился, очевидно, позже. Рядом лежал второй головной убор иного типа. Он также был из золота и драгоценных камней. Нет сомнения: этот второй венец мог быть праздничным головным убором только верховной жрицы! Его назначение можно определить, имея в виду древнюю религию почитания луны в Уре.
По всей усыпальнице Шуб-ад лежали всевозможные приношения из золота и камня, серебряная голова коровы, серебряные алтари, светильники, посуда и множество раковин. Подобные раковины находили во всех женских погребениях Шумера. В раковинах были следы зелёной краски. Раковины Шуб-ад были очень крупными. Женщины из Ура в жизни никогда не подкрашивались зелёной краской. Наверное, в последний момент перед кончиной им наносили этот зелёный грим на смертельно бледные щёки и веки. Зелёный цвет был цветом косметики в гробницах.
Зелёный цвет – это цвет воскресения, цвет новой жизни. С приходом весны этот цвет утверждает к жизни каждое дерево, куст, цветок. Применение зеленого грима давало ВЕРУ в то, что женщины снова воскреснут, вернутся, будут улыбаться, плакать, вздыхать».
Усыпальница царицы Шуб-ад, захороненной более 4200 лет назад, так хорошо сохранилась, что археологам и другим специалистам удалось реконструировать царицу, усыпальницу, сам траурный процесс погребения.
Вот как Вулли представлял церемонию царских похорон в Уре в III тысячелетии до н.э. «Когда умирал царь или царица, прежде всего выкапывали прямоугольную яму глубиной 9-10 метров. С одной стороны сооружался наклонный спуск. На дне ямы строили усыпальницу – крепкий каменный склеп с дверью. Затем к могиле подходила траурная процессия с мёртвым владыкой и несколькими приближёнными, которые занимали места рядом с покойным в каменном склёпе. Этих людей, очевидно, убивали или отравляли каким-либо ядом. После этого вход в гробницу замуровывался. Начиналась вторая часть церемонии. Погребальная процессия – придворные, слуги, конюхи, возницы, женщины, солдаты – спускались по наклонному пути, усыпанному цветами в яму. Женщины, участвовавшие в этой процессии, были одеты в яркие красные одеяния, на которых сверкали драгоценности. Военоначальники шли со всеми знаками отличия, музыканты – с арфами и лирами. За ними въезжали повозки. На повозках сидели пажи или возницы, ездовые вели упряжи под уздцы. Все занимали заранее отведённые места, а дежурные воины, замыкая процессию, становились на страже у выхода.