А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)

   Библия, однако, не является единственным источником, рассказывающим о Вавилоне, о чудесах строительного искусства. Один из знаменитейших «туристов» древности,  Геродот Галикарнаский посетил этот город. Он написал труд «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом». Геродот подробно описывает Вавилон и его архитектурные памятники, хотя ко времени прибытия (470-460 г.г. до н.э.) Геродота туда – город не был уже на вершине своего могущества. Геродот написал, что «Вавилон был не только большим городом, но и самым красивым» из всех известных ему городов [12].
   Очень многое прояснили археологические раскопки, в которых  участвовал   Кольдевей и его сотрудники. Он  раскапывал город, восстановленный последний раз Новуходоноссором в VI в. до н.э.. Более древние слои остались не исследованными из-за появления грунтовых вод, бивших ключом. Был обнаружен фундамент башни – четырёхугольник со стороной 91,55 метра и остатки трех лестниц. Подтвердилось сообщение Геродота: Вавилонская башня – это сооружение, состоящее из восьми башен, которые возвышались одна над другой. В самой верхней башне был «большой храм». Были помещения для жрецов. Под грунтовыми водами лежали развалины Вавилона – резиденции вавилонского царя Хамурапи.

   Однако, археологи пришли к выводу: Вавилон не был городом греха – это был кладезь глубочайшего благочестия. Одна из надписей упоминает, что Вавилон имел 53 храма великих богов, 55 святилищ бога Мардука, 300 святилищ земных и 600 – небесных божеств, 180 алтарей Иштар, 180 алтарей Нергал и Адади и 12 других алтарей.

   Это, конечно, просто перечисление. Но раскопки показали, что люди большую часть своего времени и сил посвящали храмам, богам, изготовлению предметов культа.

   Праздные греческие и римские авторы, давшие описание Вавилона, никогда города не видели. Они основывались на чужих сведениях [23].

   Главным источником сведений о древнем Двуречье явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камнях и металле. Их находили повсеместно. Именно они дали знания о духовном мире того времени, о хозяйственной жизни.

   Вытекающий с Армянского нагорья Евфрат на вавилонской равнине превращался в широкую реку, которая пересекала город Вавилон, деля его на две части.

   Новуходоноссер гордился своим сооружением – Вавилоном: «Чтобы  наступающие не могли подойти к стене города, я сделал то, чего не сделал ни один царь. На расстоянии 4000 локтей на Восток от  Вавилона, вдали, так, чтобы враги не могли приблизиться,  я воздвигнул мощную стену, я выкопал ров, я скрепил его с помощью асфальта и кирпича. На краю рва я построил мощную стену, высотой подобно горе, я соорудил в ней широкие ворота… Дабы враг, замысливший злое, не смог достигнуть стен Вавилона, я окружил его водами, могучими как морские валы».

   Сооружением стен занимались и предшественники Навуходоноссора. Так его отец писал: «Я – Набопаласар,  царь Вавилона, избранник Набу и Мардука. Большую стену, которая до меня обветшала, заложил на прежнем основании. Я построил её вновь  с помощью войска и всех сил моей страны, я приказал оградить ею Вавилон с четырёх сторон, увенчал её верхом, как в былые времена…»

   Противник, чтобы взять город, должен был преодолеть в общей сложности четыре крепостные стены, считая наружный вал, и несколько водных преград. Два ряда стен содержали башни. Стены были широкими, они позволяли обороняющимся под защитой бойниц быстро перемещать большие контингенты войск. Находясь под защитой башен и бойниц, тысячи обороняющихся были в состоянии отразить любой натиск. Нападающим надо было сначала преодолеть широкий ров с водой; за ним поднималась внешняя
стена – Нимитти-Бел – толщиной 3,72 метра. Через каждые 20 метров над стеной возвышались башни, выдвинутые вперёд. За этим кольцом укреплений проходила вторая стена – Имчур-Бел; она была ещё выше и толще и имела башни. Кроме того, Старый город на восточном берегу Евфрата был окружён ещё одним рядом укреплений.

   У самого Евфрата за стенами находился дворец Навуходоноссора, отстроенный с неслыханной роскошью. Здесь был дворцовый музей. Здесь же были придворные службы и канцелярии.

   Пройдя Ворота Иштар, посетитель попадал на Дорогу процессий, котороя вела мимо дворца к храму Мардука, главного бога Вавилона. Храм был окружён высокой стеной.

   Внутри зубчатой ограды стояли жилые дома, бурлила жизнь города. В городе легко было ориентироваться. Длинные прямые улицы тянулись через всю территорию города и делили её на прямоугольные кварталы. Улицы связывали восемь ворот города для движения через них многочисленных караванов. Они ежедневно прибывали в Вавилон. В дни религиозных праздников со всех частей страны стекались люди к городу.

   Территория вокруг храма Марука была центром религиозных церемоний. Площадь использовалась для базара. Тут постоянно царил шум, вздымалась пыль, в воздухе были всевозможные запахи от товаров, продуктов, пряностей. Стояли маленькие лавочки в других частях города. В городе был мост через Евфрат длиной около 120 м. В черте города на берегу реки находились причалы и пристани для судов.

   За пределами города было огромное кладбище и располагались предместья. Жители предместий вынуждены были спасаться в городе при нападении врагов.

   В хозяйстве Вавилона доминирующую роль играли реки Евфрат и Тигр. Строительными материалами являлись: глина, асфальт, тростник, дерево и камень. Источниками жизни могли быть только реки – они давали воду и приносили плодородную землю для  сельского хозяйства. Солнцесогревало влажную землю, поэтому урожаи были чрезвычайно высокими. Однако, требовался огромный, тяжёлый повседневный труд по орошению полей. Было необходимо строить плотины и каналы, чистить каналы от наносов земли водой. Требовалось постоянно управлять потоками воды для полива. Цари сами заботились о системе каналов. Например, ещё царь Хаммурапи давал указания своему наместнику в городе Ларса: «Когда ты  закончишь углубление реки, которое ты сейчас предпринял, удали ил из Евфрата от Ларсы до Ура. Убери из реки наносы и приведи её в порядок». Землевладельцы должны были постоянно следить за состоянием каналов – ежегодно каналы углублялись, очищались, а плотины – ремонтировались.

   В кодексе Хаммурапи было предусмотрено правовое регулирование каналов. Например: «Если человек поленился укрепить плотину своего поля, и вследствие того что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек,  в плотине которого произошёл прорыв, должен: возместить хлеб, который он погубил».

   В южной Месопотамии сеяли ячмень, полбу, пшеницу и дурру. Выращивали овощи, бобы, горчицу и лён, из волокна которого  женщины изготавливали полотно. Наряду с полеводством занимались садоводством: выращивали финиковые пальмы, инжир, гранаты, фисташки. Основу сельского хозяйства составляло скотоводство.

<=                                     =>