А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
Образование единого государства имело большое значение для идеологической жизни. Это единение воплотилось в персоне фараона, носившего двойную корону царя Верхнего и Нижнего Египта. Коронование делало фараона земным богом и верховным жрецом, выполняющим важнейшие ритуалы высшей законодательной и судебной власти. Вся страна и всё её население рассматривалось, как его собственность. Фараон мог распоряжаться всем по своей воле. Не случайно эпоха строительства пирамид осталась в памяти народов, как ужасное время.
Основатель III династии (2778-2723 г.г. до н.э.) царь Джосер построил первую пирамиду. Продолжили эту традицию его наследники и фараоны следующей, IV династии (2723-2563 г.г. до н.э.). Самая большая на свете пирамида была воздвигнута в царствование фараона Хуфу (Хеопса –греч.) [11].
Вторую по величине пирамиду соорудили в царствование сына Хуфу (Хеопса) – Хефрена. Она была построена в Гизе.
В период IV династии фараонов произошло изменение религии. Хефрен первым из египетских фараонов называется «сыном Ра», то есть « сыном Солнца». Появились святилища Солнца. Бог Солнца Ра был известен ранее, но его стали почитать только с фараона Хефрона.
Египтяне пришли к выводу, что при смерти человека от него отделяется душа, которая уходит к Солнцу. В пирамиде душа не остаётся. Теперь облако дыма от костров и ладана поднималось к небу – туда, где покоилось тело мёртвого фараона. Теперь пирамиды строили простыми, дешёвыми, но оставляли специальные отверстия вверху для выхода души от тела. Появляются изображения Солнца с двумя змеями, одна – справа, другая – слева. Нет ладьи и нет рогов у изображения Солнца. Теперь фараон живёт в светлом потустороннем мире у Солнца, который посещают золотые быки, бараны с золотым руном, ладьи мёртвых и золотые рыбы.
Культ древнеегипетской религии Солнца длился в III тысячелетия до н.э. всего одно столетие. Но он привёл к величайшей катастрофе в истории Египта.
Народ не принял чуждого ему бога – Солнце. Традиционные верования народа были поколеблены. Народ не признал фараонов – земных богов. Как только изменился небесный бог, сразу же были поколеблены основы веры в царскую власть. По археологическим раскопкам создаётся впечатление, что человечество было отброшено назад на несколько сотен лет в своём развитии. Народ восстал и уничтожил усыпальницы фараонов, членов их семей и приближённых, которые приняли солнечный
культ.
Дополнительными причинами недовольства народа было следующее: владычество некоторых фараонов22, белая кожа которых указывала на то, что они не вели своего происхождения с Нила; тяжёлый, подневольный труд на строительстве пирамид и усыпальниц придворной знати; возможно, из-за казни строительных опытных рабочих, которые маскировали и закрывали проходы в пирамидах для исключения их ограбления.
Перевороты и восстания, события, с ними связанные, нашли своё отражение не только в материалах археологических раскопок, но и в письменных источниках того времени. Нил был полон трупов, простолюдины сделались владельцами драгоценностей, а строители гробниц – земледельцами. Детей вельмож разбивали о стены. Оставшиеся в живых вельможи кончали жизнь самоубийством. Они входили в воды Нила, добровольно отдавая себя на съедение крокодилам. Но крокодилы уже пресытились, они не могли проглотить всех людей, желающих умереть, их ничто больше на земле не задерживало.
Снова изменилась вера. Если до этого только фараона отождествляли с Осирисом, то теперь им становился каждый покойник: богач или бедняк. Безграмотные и бедные ввели демократию в религию.
Появился культ бога Амона. Амон был богом бедняков. Он был владыкой потустороннего мира, мира тишины и молчания. Он приходил на вызовы бедных. Почти за две тысячи лет до рождества Христа появляется религия бедных. Потусторонний мир Амона был связан с Солнцем – только у Солнца, а не во мраке, лежит светлое царство блаженства. Поэтому скоро бог стал называться «Амон – Ра».
Амон –Ра, как народный бог, увлёк своих приверженцев тем, что он имел дочь от земной царицы. В египетском тексте говорится, что жене фараона Тутмоса I по имени Амос было предначертано богами родить будущую царицу Египта. Амон – Ра после этого предначертания навещал царицу Амос. При этом он принимал образ земного царя Тутмоса I. В этом образе он возлежал с ней, сделал с ней всё чего желал – оплодотворил царицу. Прежде всего Амон –Ра поставил в известность царицу о том, что родившаяся у неё дочь должна иметь главное имя – Хатшепуст. Амон-Ра сказал Амос: «Хатшепуст имя моей дочери, которую я вложил в твоё тело… она должна царствовать в этой стране». Хатшепуст выдали замуж за своего сводного брата Тутмоса II – сына другой жены Тутмоса I. Но её супруг рано умер, а царица Хатшепуст правила самостоятельно более 15 лет.
Археологи восстановили много прекрасных статуй царицы Хатшепуст. Одна из них изображает её коленопреклонённой с чашей для жертвоприношений в руках. Другая в натуральную величину – в виде сидящей стройной женщины с нежной грудью. У неё властное лицо с большими глазами, имеющими красивый разрез. У неё узкий нос и маленький подбородок. Хатшепуст носила все титулы фараонов, однако, отказалась от титула «могучий бык».
После смерти Хатшепуст её наследник Тутмос III, исполненный злобы, разрушил всё, что было связано с царицей. Она была мачехой и тёщей Тутмосу III. Возможно, этот человек страдал от равнодушия к нему Хатшепуст. Прекрасный храм царицы, её гробница и её статуи были разрушены и осквернены. Этим ядовитым дыханием ненависти ещё сегодня несёт из руин тысячелетней давности. Одновременно, было нарушено и искажено религиозное представление из-за ошибок при переписи, небрежной работы и умышленных подставок.
В некоторых случаях возникли бессмыслицы. Тексты перестали понимать. Один из фараонов, запутавшийся в лабиринте искажённых представлений, отвернулся от старой религии и пришёл к поклонению Солнца. Однако, даже фараон не мог безнаказанно нарушить традицию!
Фараон Аменхотеп IV хотел поклоняться только Солнцу и навсегда покончить со старой религией. С точки зрения социальной это была неудачная попытка служилой знати и мелких рабовладельцев полностью оттеснить потомственную знать от власти и источников богатства.
22см. выше в разделе « На Евфрате и Тигре» описание о хеттах.