А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)
С этого момента Зевс стал подлинным правителем Вселенной. Он собрал соратников по борьбе с Титанами, провозгласил Олимп резиденцией всех Богов. Божества развеселились. Потом Зевс сказал, что надо в присутствии всех Богов решить вопрос управления Вселенной. Он предложил собранию прекратить убивать соперников - родственников, а разделить мир на три сферы влияния между братьями. Протянув лодыжки овцы братьям, он предложил их бросить, как игральные кости. Они кинули кости. Судьба наделила Аида стать во главе загробного мира, Посейдона – править морем, а Зевсу – воздухом и всеми,
кто его вдыхает»[25].
Далее в мифе приведено описание действий бессмертных Богов и их участия в жизни людей Греции. Бессмертные влюблялись в смертных женщин, которые им рожали. Боги участвовали в людских спорах – воинах, которые решали по своему усмотрению. Богам очень нравилось их почитание людьми: возведение храмов, молитвы – мистерии и жертвоприношения. Самым приятным для Богов было вдыхание жертвенного дыма от сжигания сорока белых быков одновременно.
Греция была рабовладельческим государством. Тяжёлым было положение свободных крестьян. Их сгоняли на принудительные работы для постройки грандиозных сооружений из камня. Крестьян постоянно призывали в войско и флот для грабительских набегов на соседей.
Эта эксплуатация, вероятно, оказалась причиной того, что население не оказало энергичного сопротивления вторгшимся с севера полудиким племенам, и микенская культура была разрушена и забыта. В течение XI – IX в.в. до н.э. у Греции ослабли связи с государствами Востока. Греки не решались плавать в открытое море, жили примитивным хозяйством. Греки забыли древнюю письменность. Греческие рисунки и статуи этого периода малохудожественны.
Только к VIII в. до н.э. с началом колонизации и развитием ремесла и торговли хозяйство и культура быстро пошли в гору. И вскоре греческая культура не только достигла, но и оставила далеко позади старую, микенскую культуру.
Да, греки в IX в. до н.э. переняли письменность у финикинян, но они её усовершенствовали. Эта письменность принесла не только информацию нам, но оказалась настолько удобной и простой, что она используется в наши дни во всём мире.
Греция в V-IV в.в. до н.э. состояла из ряда областей и хорошо развитых городов-государств со сплочённым народом: Афинское государство, Спарта в Лаконике, Мессиния, Фивы, в Беотии, Македония и др.
Примером тому явилась греко-персидская война. Огромное Персидское государство, ранее поглотившее вавилоно-ассирийское царство, потерпела поражение от маленькой Греции. Неоднократные попытки Персии подчинить себе греческие государства на юге Балканского полуострова окончилась для неё неудачей.
В победе Греков основную роль сыграло Афинское государство. Афиняне создали сильный флот, увеличив его боевую мощь трёхпалубными кораблями (триерами) с таранами на носу, и нанесли противнику ряд сокрушительных ударов на море. На суше греки создали новый строй для боя – фаланги, которые выступали сомкнутым порядком хорошо обученных воинов. Они одерживали победы над численно превосходящими войсками противника. В персидском войске наряду с отборными отрядами из персов и мидян было огромное количество воинов из порабощённых племён и народов. Эта часть войска не была организованной и боеспособной. Персидские военоначальники пускали в ход бичи, чтобы заставить эту часть войска идти в бой. Поражению персов способствовал высокий патриотизм греков, защищавших свою страну от агрессивного врага.
Спарта, выступающая в союзе с Афинами и возглавляемая царём Леонидом, воспитала чрезвычайно стойких и умелых воинов. Воины Спарты нанесли в союзе с Афинами ряд поражений персидским войскам. Каждый школьник знает о том, как небольшой отряд спартанцев преградил путь персидской армии.
Отряд занял оборону в гористой местности, на очень ограниченном пространстве по фронту – в Фермопильском проходе. В этом проходе бой мог протекать в форме поединков, из которых спартанцы выходили победителями, как более опытные. Численное превосходство персов не играло никакой роли. Рубеж был неприступен, но персы его преодолели из-за предательства одного местного жителя, показавшего врагу обходную тропинку в горах. По этой тропинке персы просочились в тыл спартанцев. Защитники были расстреляны из луков и изрублены мечами. Однако, время было выиграно и греки сумели организовать достойный отпор врагу.
Забегая вперёд, следует сказать что персидское государство было позже разгромлено македонцами под предводительством Александра – царя Македонии.
Победоносное завершение войны с персами выдвинуло Афинское государство на первое место в греческом мире. Оно стало могущественным морским государством, ведущим торговлю. Афиняне в войне захватили много пленных персов, превратили их в рабов. Рабы работали во всех хозяйственных сферах страны: на строительстве, в серебряных рудниках Лавриона, на верфях, в земледелии, на галерах и т.п. Труд рабов был основой Афинского государства. Этот период называют «золотым веком» Греции.
Это было время расцвета афинской демократии24. Здесь необходимо понять что такое «афинская демократия».
Понятие демократии в рабовладельческой Греции, в средневековом Великом Новгороде и в современное время – разное. Рабы Греции, хотя они были дееспособными, не могли участвовать ни в законодательной, ни в правленческой власти. Это не были люди, а были вещи или скот. В новгородской средневековой республике демократия касалась имущих классов. Например, голос купца или воеводы был неравен голосу беднейшего гражданина Великого Новгорода. Современная демократия является «коррумпированной и имеет имущественную окраску».
Простые, лично свободные граждане Афин получили право участвовать в управлении государством. Они могли принимать участие в обсуждении важных дел на народном собрании и быть избранными на различные государственные должности. Очень широкий круг афинских граждан был вовлечён в политическую жизнь. Перикл, первый стратег, вождь афинской демократии ввёл оплату некоторых должностей для того, чтобы малообеспеченные люди могли отрываться от повседневной работы без ущерба для себя. Афинские граждане, не мыслили себя вне участия в общественной жизни. Крупнейший философ и учёный древности Аристотель написал: «Все граждане принадлежат государству, и каждый из них - частичка государства». Человека, уклоняющегося от общественных дел, афиняне не уважали. Больше всего в человеке ценили любовь к государству, к Отечеству. Отдать жизнь за Отечество считалось высшей доблестью.
Афиняне много времени уделяли обсуждению различных проблем, участвовали в спортивных мероприятиях, слушали беседы философов, учёных, красноречивых ораторов. Афиняне были театралами. В дни праздников проводились театральные состязания. Театр Диониса на открытом воздухе вмещал 17 тысяч зрителей. Театр считался делом государственной важности, ему придавалось большое воспитательное значение. Театральные расходы возлагались на богатых граждан в виде повинности.
При Перикле Афины украсились зданиями, скульптурами замечательной красоты. Особое внимание было уделено Акрополю, господствующему над всем городом.
24Демократия – народовластие; форма правления, при котором законодательная власть находится в руках всех граждан, всего народа. При демократическом правлении высшая власть либо находится непосредственно в руках всего народа (как это было в Афинах), либо же в руках представителей народа. Социальная демократия стремится к полному социальному равенству в обществе, к уничтожению зависимости неимущих классов от имущих, к освобождению труда от власти капитала.