А.А. Соламес. Человек, религия и психиатрия (наблюдения, гипотезы и опыты)

ПРИМЕРЫ ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЖИВОТНЫМИ

Братья наши меньшие…

   Речь не идёт о дрессировке и выработке рефлексов в поведении животных. Речь идёт о взаимосвязи человека и животного на подсознательном уровне. При этом информация передаётся сразу и вся, даже на расстоянии. Это очень заметно в экстремальных случаях, в которых оказывается или животное, или человек. Очевидно, происходит биоизлучение, несущее ощущение беды, безвыходности (но не страха) и воспринятое окружающими – человеком, животным и растением. Также воспринимаются эмоции радости.

   Воспринявшее информацию животное реагирует инстинктивно, человек тоже в первые мгновенья действует рефлекторно. Через несколько мгновений человек осмысленно продолжает действовать и оказывать помощь животному, оказавшемуся в беде. Руководят действиями инстинкты: самосохранения и заботы о детёныше (ребёнке, слабом). При этом следует учесть, что чувствительность и восприимчивость животных многократно выше, чем у человека. Также и животное приходит на помощь человеку, попавшему в беду.

   Расскажу о своём участии общения с животными в экстремальных случаях. В 60-х годах XX века,  находясь в командировке в Ереване, в выходной день я с товарищами совершали прогулку по ущелью реки Раздан. Нас было пять человек. Ущелье очень живописно, там прохладно, в реке можно искупаться, а берега покрыты зарослями туи, алычи, абрикосов и грецкого ореха. Растёт много ежевики. Внизу ущелья вдоль реки проложена асфальтированная дорога. Берега реки представляют собой скалистые уступы, общая высота которых над уровнем реки около 70 м. В нескольких местах проложены тропинки для спуска к реке и подъёма вверх на плато. Примерно на середине высоты (35 м) вдоль берега проложен оросительный канал, возраст которого определяется в 2500 лет – тогда столицей Армении был город-крепость Ани.

   Поднявшись на плато мы оказались среди молодых посадок абрикосов. Между деревьями были сложены кучи камней, высотой около одного метра. Мы не успели отойти от  края ущелья на 10 шагов, как  к нам подлетела птичка. Она « трепетала», часто махала крыльями перед лицом впереди идущего человека на расстоянии чуть-чуть больше вытянутой руки. Птичка издавала очень тревожные и жалобные звуки.

   Когда первое наше оцепенение спало, кто-то сказал: «У неё беда». Сделав несколько шагов в её сторону  мы обнаружили, что она нас уводила влево и назад. При этом дистанция между людьми и птичкой   не менялась. Мы просто шли за ней. Она подвела нас к одной из куч камней и «затрепетала» над ней на высоте 40-50 см. Опять была догадка: «Там беда с гнездом птицы». Когда мы подошли к куче камней и стали очень осторожно её разбирать, птичка уселась на ближайшее дерево абрикоса и продолжала тревожно издавать редкие звуки, воспринятые нами: «Осторожно!» Действительно, работа шла осторожно, так как нужно было камни положить  на прежние места после устранения беды. Птице нужны проходы между камнями для доступа к гнезду. В гнезде оказалось пять яичек, а рядом располагалась змейка длиной около 30 см. Змейку мы аккуратно удалили от гнезда.

   Когда мы закончили  укладку камней над гнездом и отошли от каменной кучи, птичка издала почти радостный звук, похожий на воробьиный «чик-чирик» и улетела. Больше мы её не видели.  Эта птичка живёт на Кавказе, похожа немного на нашу трясогузку, очень красиво поёт, говорят: «Армянский соловей». Гнездится она среди камней.

   Слово «корова» у людей вызывает разные эмоции. Для одних она кормилица и ей дают ласковые клички по женским именам (Роза, Марта, Вера) или по названию растений (Пальма, Вишня), – для других – безымянная единица в хозяйстве «крупного рогатого скота», для третьих – священное, неприкосновенное животное. Для того, чтобы подчеркнуть женскую плодовитость, женщину часто называют коровой. Йони (Joni) – символ женского начала -  изображение женщины или коровы.

   В нашей семье появилась корова, когда мы стали пенсионерами. У жены и у меня отсутствовал опыт по уходу за животными и за коровой. Мы её купили. Знаете ли, Вы, о том, что коровы плачут? Когда старая хозяйка отдала нам поводок с коровой в руки, корова плакала обильными слезами. Кличка коровы  была «Пальма», она имела бело-красную масть,  красивые тёмные глаза с очень внимательным взглядом, вызывающим душевные волнения у человека. Мы корову разместили в хлев, дав ей на ночь пойло и корм. Корова новый хлев не приняла – она за ночь разломала пол. Утром на улице впервые в жизни вдвоём доили корову. Корова была напугана, она «мелко» дрожала. Я, преодолев страх, подошёл к корове, обхватил её шею двумя руками и стал на ухо говорить нежные слова. Я гладил одной рукой шерсть на шее, которая оказалась очень мягкой, приятной на ощупь и говорил, говорил на ухо почти шёпотом: «Ты красивая, я тебя люблю. Я тебя не обижу, я твой друг». В моих словах  не было команд, окриков, не было понятных слов для коровы. Были только мои эмоции и восхищение. Я прильнул щекой к шее коровы и вдруг почувствовал, что дрожь её исчезла. Затем она скосила свои глаза вверх и назад, посмотрела на меня. В глазах её был больше вопрос, чем испуг. Я попросил жену сесть и приступить к доению. Корова молоко отдала. В первый  момент корова могла меня ударить рогами или ногами. Этого не произошло, я был благодарен ей и мы стали друзьями. Дружба со временем росла и крепла.

   Расскажу о нескольких экстремальных случаях, в которых оказались корова и я. Примерно в течение десяти дней корова «привыкала» к новому стаду. Стадо оказывается небезразличным к «новой подруге». Некоторые члены стада приняли её: обнюхали и облизали новенькую. Другие – стремились померяться силой или неожиданно наносили удар рогами по телу. Третьи – просто были безразличными, в лучшем случае мирно паслись рядом.

   В этот период человек защищает свою корову. Появляется чувство опасности и у коровы, и у человека при приближении «агрессора». Человек перемещается и размещается между двумя животными с прутом в руке. Прут оказывается для животных своеобразным магическим жезлом. Редкая корова может сделать попытку нападения, если в руках человека находится прут. Взмах прута в воздухе, просто указание вытянутым прутом направления – без словесного приказа выполняется отдельной коровой и стадом. В исключительных случаях бодучая корова или бык могут напасть на человека с прутом. В этом случае с расстояния не более 1 м. производится слабый удар прутом по ноздрям коровы. Корова мгновенно останавливается. Интересно то, что защищаемая корова  инстинктивно приближается к своему защитнику. Устанавливается взаимное доверие. «Помоги мне», - от коровы, а  от человека: «Не бойся!».

   Примерно через год наша корова «Пальма» защитила меня от нападения бродячей коровы из другого стада. Эта корова глухо ревела, находилась в агрессивном состоянии, очевидно, в связи с её гормональной неуравновешенностью. Она ушла из своего стада, устроила бои с коровами из стада, которое я охранял. Неоднократные удаления её из стада привели к тому, что она решилась напасть на меня. Она атаковала меня примерно с расстояния 30 м с разбега. В таких случаях бежать бесполезно. Я рассчитывал только на свой прут, который я выставил вперёд для нанесения удара по ноздрям, и маневр – шаг в сторону перед рогами коровы. Что происходило вокруг – я не видел. Однако, атакующая меня корова за два метра до её цели была сбита с дороги мощным ударом в бок нашей «Пальмой». После этого буянка ушла из стада с глухим рёвом – ворчанием, а «Пальма» утешила меня – подошла и упёрлась мне в грудь лбом в расчёте на мою благодарность. Она её получила в виде моих нежных слов, почёсывания шеи и вокруг рогов. Что произошло? Я не дрессировал «Пальму» защищать меня и других людей от  подобных нападений. Я даже не помышлял о таком событии. Это не был рефлекс, как следствие дрессировки. Очевидно, это был рефлекс на мою излученную информацию об
угрожающей мне опасности и воспринятою любимой коровой.

   Роды женщины и отёл коровы являются для них экстремальными ситуациями. Человек помогает корове при её отеле. Мне пришлось несколько раз принимать отёл «Пальмы» и соседской коровы «Марты». Коровы становятся беспокойными, ищут, вынюхивают чистое место в хлеве, многократно проверяют свежую, сухую подстилку, а тёмные глаза «умоляют» человека о помощи. Они «подлизываются» в своей «Мольбе» – лижут с нежностью человека в плечо. Их глаза внимательно следят за командами человека. В критический момент стоит только негромко произнести: «Ложись, я тебе помогу…», как аккуратно ложится и начинает тужится… Перерезают пуповину и телёнка оттаскивают в сторону. Очищают ноздри от слизи. «Всё, молодец», - поощрение человека, и корова встаёт и поспешно вылизывает телёнка. При этом у коровы возникает полное доверие к человеку. Он может помогать ей, переворачивать телёнка, прикрывать его от холода.

   «Марта» считалась в стаде бодучей коровой, несколько раз она нападала на людей в полевых условиях, однако, при отёле проявила полное доверие ко мне.

   После всех взаимовыручек у меня было большое доверие к «Пальме». Меня видели на улице шествующим в обнимку с коровой. Я шёл справа от коровы, положив левую руку на её крестец. Это было нарушением техники безопасности потому, что корова могла испугаться кошку, собаку в кустах или придорожной канаве и рефлекторно отпрыгнуть в сторону, на меня. Следовало идти сзади или спереди коровы. Я доверял корове и этим бравировал, чем  заслужил шутки в свой адрес у других проводников коров.

   Очень «умными» оказываются лошади. Например, боевая кавалерийская лошадь топчущая и кусающая врагов в бою никогда не наступит на упавшего своего всадника.

   Мне пришлось «общаться» с лошадьми, только до дошкольного возраста. Меня сажали на лошадь одного верхом без седла и уздечки и пускали вслед  скачущим на лошадях мальчишкам. Я падал с лошади, а лошадь сама останавливалась возле меня. Меня сажали на лошадь и путь продолжался. Так ездили «в ночное» пасти лошадей. Нас сопровождал взрослый человек для охраны лошадей от нападения волков.

   Создаётся впечатление о том, что животные получают информацию о человеке сразу и полностью. Особенно это касается собак и кошек. Собаку не следует пугаться, даже тогда, когда она появляется неожиданно (из-за угла дома). Встречать собаку надо «глаза в глаза», но никогда не поворачиваться к ней спиной. Я сразу стараюсь генерировать доброжелательность, говорю бессмысленный набор ласковых слов. Через несколько секунд, когда выясняется, что нападения не будет, начинаю очень медленно   приближаться к собаке с открытой ладонью протянутой правой руки. Молча предлагаю знакомство таким образом.  Собака подходит и с опаской нюхает – обследует ладонь, потом смотрит мне в глаза. Затем приступаю к ответственному и опасному моменту для собаки и себя – стараюсь погладить собаку по голове. Ей страшно, так как голова – самое уязвимое место, она часто моргает до дрожания век. Погладив её по голове правой рукой, можно считать, что наступила дружба. Это касается свободных собак!

   Сторожевых собак при исполнении своих обязанностей не следует трогать и  «вступать с ними в разговор». Они получили дрессировку.

   Наверное, большинство животных не обижают детей человека. То, что прощается животными детям, не прощается – взрослым людям. Мой сын в трехлетнем возрасте ушёл из комнаты на улицу, подошёл во дворе к цепной овчарке по кличке «Хенда», принадлежавшей хозяину дачи в Сестрорецке. Собака ела из чашки. Сын уселся на землю рядом с собакой и стал из чашки выбирать круглые картофелинки и есть их. Они  ели по очереди: то собака возьмёт пищу, то сын – картофелинку. Был общий испуг,
когда обнаружили «совместную трапезу собаки и человека».

   Другой случай произошёл со мной. Я привёз в конце недели на дачу косточки для хозяйской собаки и высыпал их в таз у конуры. Потом снял собаку  с привязи и повёл её гулять на поводке. После часовой прогулки я её подвёл к своему месту и стал пересоединять с поводка на цепь. Собака меня укусила за руку из-за моей безграмотности: я не имел права наклоняться над косточками, хотя их принёс. Это случилось после многолетнего общения с этой собакой.

   Аналогичное поведение собак наблюдалось в Ереване в описанное выше время. В городе было много полудиких собак. Своры этих собак бегали  по пустырям и улицам, щенились где-то в укромных местах скал, которых там было множество. Собаки детей не обижали. Армянские и русские дети – школьники совместно играли, жгли костры на пустырях и пекли картошку. Собаки находились здесь же, они позволяли детям ездить на себе верхом, таскать за хвост. В худшем случае был визг собаки от боли, которая причинялась детьми случайно, не умышленно. Трапеза была совместная – печёная картошка и хлеб. Совсем другая картина представлялась, если через пустырь шёл один взрослый человек. Здесь свора атаковывала его. В таких случаях этого человека выручали другие люди, даже применяли ружья.  

 

<=                                     =>