Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
середине июля 1240 года, а немецкие войска с отрядами датчан выступили на русские земли в конце августа. Эта одновременность не была случайной. В состав рыцарских войск были введены священники. Историки считали, что овладение берегами Невы нужно было католической церкви для принуждения Новгорода перейти в римско-католическую веру (Donner G. A., «Kordinal Wilhelm von Sobina») [34]. При этом считается, что Шведы решили выступить раньше немецко-датских крестоносцев, чтобы успеть захватить в свои руки стратегически важные берега Невы (Suomen historian kasikirja).
В первых битвах «во славу веры и просвещения» датский король Христоф II захватил эстонские земли Харью и Виру, остальные земли эстонцев стали собственностью Ливонского ордена. После военных действий эстонцы оказались в окружении весьма своеобразных свирепых соседей — немцев и датчан [3].
Эти соседи бедного «грешного» язычника обирали догола, чтобы солнце Рима могло беспрепятственно освещать его тёмную душу, избивали его до полусмерти, чтобы он мог как следует вкусить благодати Христовой; превращали в рабочий скот, чтобы сделать способным нести на своём горбу блага средневековой культуры. Они заставляли его работать на поле, которое испокон веков принадлежало эстонцу, а теперь — новым хозяевам. Крестьянин в Эстонии более не был свободным, для него настало время крепостничества. Хронист тех времён немец Кёльх пишет: «Земли Эстов и Ливов для помещиков подобны небесам, для священников — сущий рай, для чужеземцев - золотое дно, для крестьянина — ад». Возникали крестьянские восстания с целью освобождения от этого «ада», от насильно навязываемого католичества.
Например, восстание против немцев и датчан (1222—1224 годах), которое проходило под лозунгом борьбы против христианства и реставрации язычества. Новгородцы при участии Ярослава Всеволодовича поддержали движение.
39
- 1 просмотр