Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
западноевропейских феодальных государств. Новгород на своих западных и северо-западных подвластных территориях ограничивался только сбором дани, вёл товарообмен и торговлю. Дань была посильной и лишь символизировала подчинённость племён Новгородскому государству. Новгородцы сохранили на подчинённой территории весь местный уклад жизни, местную племенную администрацию; на подчинённых землях не было (или почти не было) русской администрации, русских войск, крепостей и русских посёлков. Сохранилась местная языческая религия. Русская власть над прибалтийскими и северо-скандинавскими племенами представляла собой союз феодальных правящих классов Древней Руси и местной племенной знати. Известны (по письменным источникам) имена племенной знати, поддерживающей русскую власть: эст Лембит, лив Ако, ижорянин Пелгусий, корел Валит и друг. А также — имена племенных знатных людей (нобилей), переселившихся в Киев и Новгород и вошедших в состав русского боярства: киевский боярин Чудин Микула (из чуди), новгородский тысяцкий Семён Емин (выходец из племени емь), новгородский боярин корел Иван Фёдорович Валит и друг. Интересы племенных верхов и Новгорода совпадали.
Особый, приемлемый для «покоряемых» народов, характер политики новгородских князей позволил им, при незначительных людских и военных ресурсах, распространить своё государство по всему северу Восточной Европы до Урала. Большую роль в этом играли военные отряды вассалов-корел. Корелы выступали совместно с новгородцами в течение XII—XIII веков. Корелы выступали не только вместе с новгородцами, но и самостоятельно, ощущая себя частью русского Новгородского государства и активно борясь за общие государственные интересы.
Своё выступление на арену истории корелы ознаменовали победоносными военными походами, покрывшими славой карельских воинов. В ходе борьбы против шведской
41