Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
К финно-угорской языковой группе относятся также две народности: чухонцы (чухны) и сету. Ф. Павленков в своём «Энциклопедическом словаре» (изд. типографии Ю.Н. Эрлиха, СПб., 1905 г.) написал: «Чухонцы (чухны) — так русские зовут финнов». В Тверской земле русские называли чухонцами (чухнами) переселившихся сюда эстонцев. И то и другое неверно. Прав был А.С. Пушкин, говоря о «приюте убогого чухонца», живущего «тут и там по низким топким берегам» южной стороны Финского залива. Чухонцы — это исчезнувшая народность, занимавшаяся рыбной ловлей и охотой. На Крестовском острове Санкт-Петербурга даже сохранилось название речки — Чухонка. Чухонцы - это племя водь.
Сету - народность, проживающая в районе Изборской крепости России и в юго-восточной части Эстонии (территория Petserimaa — Печорский край). Эта народность очень древняя, в ней переплелись русские и эстонские национальные культуры. Сету почитают бога плодородия Пеко с дохристианских времён. «Твои усопшие не лежат в земле, Они возвратились в деревья, птиц и ветер. Ты отдыхаешь в их тени, питаешься их плотью, вдыхаешь их дух. Ибо дерево ты, и в дерево возвратишься», — такова идеология древней религии. Имеется даже музей этой народности, рассказывающий об их быте и достижениях.
Многие эстонцы, переселились в Россию с территорий, на которых проживают сету, или — с близлежащих мест от их проживания. Следует подробнее рассказать о сету, так как переселенцы частично принесли их культуру.
Первые письменные сообщения относительно самоназвания сету (seto) появились лишь в конце XIX века. До этого сету были известны под названием псковских эстонцев, потому что основная их часть веками жила на границе Псковского княжества, а позже — Псковской губернии. Относительно происхождения слова сету учёные до сих пор так и не пришли к единому мнению.
Язык сету — это сохранившееся до нашего времени юго-восточное наречие древнейшего языка южно-эстон-
88