Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
торые привлекали на свои сельскохозяйственные работы чужой, наёмный труд. Середняками позже называли тех крестьян, которые чужой труд не использовали, а работали только члены семьи.
Особого внимания требовали к себе середняки. Душа середняка двойственна: с одной стороны он труженик и поддерживал Советскую власть и её аграрную политику, с другой — он собственник, поэтому в перспективе стремился к обогащению — становился кулаком. Возникали ошибки при раскулачивании: было не отличить кулака от середняка.
Такое деление и само раскулачивание несомненно имело для крестьян глубокие отрицательные последствия, вплоть до уничтожения самой деятельной (а потому зажиточной) части сельского населения страны.
Переселенцы-эстонцы под раскулачивание почти не попадали, потому что имели семьи (до 16 детей), трудились на земле только своими семьями и поэтому считались середняками. Бедняками были батраки, работавшие на кулака или помещика. Многие бедняки в межсезонье просили подаяние.
Целесообразно сделать небольшое разъяснение феномена подаяния. Вероятно, это явление на Руси и в России древнее. Его корни связаны с чувством необходимости бескорыстной помощи бедствующему, голодающему человеку, соотечественнику. Такая помощь — признак высокой душевности и духовности народа, которая всегда поощрялась и поощряется христианской православной и лютеранской церковью. Бедствующие люди, не способные обеспечить себя питанием, становились «странниками», странствующими от деревни к деревне, и просили подаяние «Христа ради». Или, как говорили в народе, «христарадничали». Люди уходили из районов с низким сельскохозяйственным урожаем из-за засухи, военных действий, пожаров и т.п. Обычно «слухи о голоде шли впереди» странников. Добро-
97