Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
призывались в армию и воевали: в 1-ю Мировую войну — за Россию, а в Великую Отечественную — за советскую Родину, за свободу советского народа, наравне с русскими переносили все лишения поражений и радости побед (как в XIII в.) [1]. Однако, эстонцам в России не удалось сохранить свою обособленность, а во многом и самобытность.
Произошло это по следующим причинам:
а) разрушения хуторного уклада жизни в итоге Советских земельных реформ - национализации земли в 1917 году и прекращения аренды земли в 1930 году;
б) оттока молодых эстонцев в города во время индустриализации и коллективизации страны;
в) ассимиляции (смешанные браки, обучение в русских школах и ВУЗах, общение на русском языке, забывание эстонского языка);
г) гибели здоровых, взрослых эстонских мужчин во время всех войн и естественной смерти по старости основателей хуторов;
д) миграции эстонцев из России в Эстонию в 20—30-х годах XX века.
В настоящее время бывшие хутора эстонцев на тверской земле (конкретно, в Андреапольском районе) зарастают лесом, заболачиваются, земли много лет не используются ни как пахотные, ни как пастбища. Такова судьба здешних хуторов: Докучаево, Ишутино, Лухново, Морозово, Рытое Лядо, Жохово, Кленица и многих других.
До Великой Октябрьской социалистической революции земли от деревни Торопаца в сторону деревень Пожар и Зенцово, на которых находились эстонские хутора, принадлежали лесопромышленнику Захарову. Он сам земледелием не занимался, а сдавал участки земли в долгосрочную аренду [26]. Очевидно, арендаторам было удобно заниматься сельским хозяйством после вырубки лесов, на делянках — минимум расчистных работ.
113