Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"

   Переселились инициативные, физически сильные эстонцы, имеющие на это средства (лошадей, повозки, деньги для первоначальных расходов). Переезд семьи на тверскую землю происходил, примерно, в течение одной недели. Переселение в Сибирь или Казахстан было более трудным делом. Везли с собой домашние вещи, одежду, ин­струмент, мелкий сельскохозяйственный инвентарь, живот­ных. Малолетних детей везли на телегах, более взрослые шли пешком, помогали родителям. Нередко были случаи, когда, скажем, по дороге в Сибирь, переселенцы гибли. Но это не останавливало желающих жить на российской земле.

   Незавидная участь переселенцев отражена в картине русского художника-передвижника С.В. Иванова (1864— 1910) «В дороге. Смерть переселенца», 1889. С.В. Иванов посвятил часть своего творчества социальной группе рос­сийских крестьян, отправлявшихся со своих мест искать лучшей доли.

   Большую роль в переселении народа из западных обла­стей страны в Сибирь сыграла построенная вручную Транс­сибирская железнодорожная магистраль, получившая название «Великого пути» не только из-за своей длины — почти 7 тысяч километров, — но и своей ролью в истории России.

   Грандиозную магистраль строили пятнадцать лет, а гото­вились к её созданию гораздо дольше — с 1855 г., когда капи­тан Невельский поднял русский флаг в устье Амура. Пять лет спустя Приморье вошло в состав России и там был основан порт Владивосток. Проложенный ранее Московский тракт доходил до Иркутска и мало годился для регулярного движе­ния. Проехавший по нему А.П. Чехов писал: «В продолже­нии всего года дорога остаётся невозможной: весною — грязь, летом - кочки, ямы и ремонт, зимою — ухабы».

   По железнодорожной магистрали с запада на восток было перевезено в 1897 году 600 тыс. человек, в 1905 году — 1,85 млн., в 1912 году — 3,2 млн. Магистраль явилась важ-

 

   120

                  <=                                                                                                     =>