Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
«расстрелянного» на пике перестройки Верховного Совета страны.
В 1939—1941гг. (до начала войны) начальником станции был Ойя Михаил Юганович (Иванович). Это был опытный механик. Образование он получил в гимназии г. Торопца. Водил поезда по узкоколейной железной дороге. Работал машинистом тверской железной дороги на участке Новосокольники — Бологое. В машинном зале электростанции вдвоём с кочегаром работал машинистом Иван Савельевич — хороший практик-теплотехник. В зале генераторов всегда дежурил электрик. В отсутствие механика старшим был машинист, ему подчинялись кочегар и электрик. Работа была двухсменная. В зимнее время в котлах локомобилей круглые сутки поддерживалось рабочее давление и температура пара, чтобы не замёрзли котлы и трубопроводы.
Иван Керв любил локомобили, как детей. Обслуживал их днём и ночью, не считаясь с личным временем. Поддерживал в машинном зале чистоту. Электростанция снабжала электроэнергией промкомбинат, известковый завод, школу и баню. К электросети были подключены жилые дома по улицам Промышленной, Больничной, Речной и по примыкающим переулкам. Все подключения к электрическим линиям выполнял электрик Василий Бурмистров. Проводку внутри домов он делал бескорыстно и на совесть, особенно старался для семей пожилых людей и семей фронтовиков.
В случае поломок или необходимости профилактических работ на помощь Ивану Керву и Михаилу Ойя приходили эстонцы: кузнец известкового завода Александр Соламес и известный «кулибин» Александр Янсон. Профилактические работы выполнялись в выходные дни.
Ко времени оккупации Андреаполя немцами (осенью 1941 — зимой 1942 годов) электростанция была разрушена, а её оборудование эвакуировано в тыл. Оккупантам нужна была электроэнергия и они сумели восстановить один агрегат. На работу к единственному локомобилю был при-
169