Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"

ских людей — «чухонское кладбище»). Кладбище по­строено по ходатайству лютеранской церкви в Великих Луках. В настоящее время это кладбище очень сильно за­росло травой, кустарником и лесом, но ещё угадываются места могил. Некоторые потомки, захороненных здесь эстонцев, посещают кладбище, они приезжают сюда на ав­томобилях и автобусе из Эстонии.

   Усопших эстонцев хоронили здесь из окрестных хуто­ров и из села Глухово, которое отстояло от кладбища на расстоянии 30 километров. Надо представить, как совер­шалось погребение. Усопшего везли из Глухова на клад­бище на телеге или санях. Время обряда погребения и время, затраченное на дорогу, составляло более половины суток - летом весь световой день. Конечно, старались мо­гильную яму вырыть накануне.

   Следует сказать о том, что родственники рода Сооляттэ были в нескольких поколениях очень дружны и образо­ванны. Всегда была дружба между отдельными семьями, существовала взаимопомощь, хотя семьи жили на больших расстояниях. Например, ездили в гости в Рождественские праздники. Везли детей на лошадях, запряженных в сани, на хутор Морозово к Сарва. Дети радовались, так как у Сарва всегда была очень красивая и нарядная ёлка, были разнообразные развлечения и подарки. Автор неодно­кратно был приглашён на эти Рождественские торжества к Сарва: Дети должны были исполнить песню или деклами­ровать стихотворения.

   Позднее внуки родов Сарва, Пиллер, Рихтер, Таск, Шульц и друг. — все потомки рода Сооляттэ — оказались в родственной связи и часто встречались, приезжали в Андреаполь из других городов.

   Была «родовая характеристика» — стремление к зна­ниям. Грамотной была старая Анна Яковлевна Сооляттэ (Шульц). Сохранилась открытка, написанная её рукой в

 

             206

      <=                                                                                                              =>