Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
из соседних хуторов и деревень. На пустыре, недалеко от качелей зажигали большой костёр, который был виден за несколько вёрст. Это был традиционный эстонский народный праздник со всеми его обычаями. Здесь люди забывали о своих трудностях жизни, о горестях и печалях. Эстонцы - народ певучий. В 1869 году в городе Тарту состоялся первый певческий праздник. Эстонцы в России знали об этом. Некоторые смогли впоследствии участвовать в певческом празднике, проводимом в Эстонии. Многие переселенцы привезли с собой народные песни и танцы, передавали их своим детям. Национальные костюмы сохраняли долго и одевали их по праздникам.
Жители Масальского украшали своё место жительства. Выездные пути из села украшались аллеями. Так, от северных ворот вниз по склону вела аллея из клёнов протяжённостью около 400 метров. Наверное, все парочки, которые влюблялись, прогуливались по этой великолепной аллее. Особенно красивой она была осенью в своём оранжевом наряде. Из южных ворот на просёлочную дорогу также вела аллея, которая состояла из вяза, дуба, липы, ясеня, берёзы.
Переезды эстонцев в Россию были часто тяжёлыми, полными лишений. Очень трудно было им начинать жить в новых местах. Было немало случаев, когда переселенцы выживали лишь благодаря доброму приёму и радушию со стороны местных жителей, простых русских людей.
Некоторые эстонцы остались в Торопце, устроившись в подмастерья (к портным, сапожникам, столярам), в подручные к купцам или к скупщикам.
Переселение произошло в два этапа: в середине и в конце 80-х годов XIX века. Первый поток переселенцев оказался в более выгодных условиях — они заняли лучшие земли и оставшиеся помещичьи строения.
Так, в первом потоке оказались семьи трёх братьев Тассо, двух братьев Караск, семья Хассона и друг. Эти
236