Антон Соламес "Из истории Российского государства и месте в нём эстонского народа"
кирпичах, уложенных на пол вагона. Иногда приходилось простаивать на каком-нибудь разъезде несколько суток.
В феврале 1942 года интенсивно восстанавливался Андреапольский аэродром. В начале марта аэродром принял первые самолёты. Один за другим приземлялись самолёты 438-го, 21-го, 195-го истребительных авиационных полков (ИАП). Стало даже тесно. Бывали случаи, когда самолёты У-2 (ПО-2) сажали зимой вне аэродрома на чистое поле. Таким местом часто было поле, где в настоящее время находится стадион школы № 2 и улицы 8 Марта, Лиды Сидоренковой, Лизы Чайкиной. На это место собирались все окрестные мальчишки. Лётчики их не прогоняли — только объясняли правило поведения. Некоторых мальчиков, которые «показались, как сын полка капитану Енакиеву», сажали в самолёт, поднимали в воздух, делали круг и снова — сажали на землю. Был восторг! Например, 22 марта 1942 года на аэродроме располагалось 47 самолётов различных типов. 195-й полк воевал на английских самолётах «Харрикейн», поставляемых по лендлизу. Осенью 1942 года располагались самолёты штурмового авиаполка (ШАП) 292-й дивизии полковника Каманина. Здесь базировались скоростные самолёты 684-го полка бомбардировочной авиации. Например, за период с 20 по 26 марта было выполнено 229 самолётовылетов [56].
Примечательно, что с Андреапольским аэродромом связаны биографии сыновей известных руководителей. Этот аэродром знаменит тем, что здесь садились и взлетали легендарные лётчики нашей авиации: Байдуков, Гризодубова, Каманин, Руденко.
Среди лётчиков было свыше десятка Героев Советского Союза. Дальние бомбардировщики летали отсюда на Берлин и Хельсинки. Их сменяли истребители. Среди них находился короткое время сын И.В. Сталина — Василий Иосифович. В клубе и в недостроенных производственных помещениях устраивались танцы. Василий на них дер-
316