«Два лишь голоса: твой и мой…»
Думается, в сложившейся ситуации контакты Анны Ахматовой и Исайи Берлина были заведомо обречены на то, чтобы сыграть негативную роль в судьбе поэтессы. Сергей Кургинян в статье «Кризис и другие» («Завтра», №44, октябрь-ноябрь 2009 г.) пишет: « 1956 год. Пастернак передает текст своего романа английскому философу и эссеисту Исайе Берлину. Ранее (в1945-1946 годах) находившемуся в должности 2-го секретаря британского посольства в СССР. Надо ли объяснять, что такое 2-й секретарь британского (да и любого другого) посольства?». Отвечая на оставленный без ответа вопрос С. Кургиняна, хочу заметить, что вторые секретари посольств, как правило, отвечают в дипломатических представительствах за разведывательную деятельность. Получается, что Исайя Берлин был не просто ученым и формальным дипломатом, а идеологическим противником СССР, профессиональным разведчиком.
И все же неверно связывать беды Ахматовой исключительно с ее встречей с Берлиным осенью 1945-года, когда он, сотрудник британского МИДа, дважды посетил ее дом в Ленинграде. Постановление по журналам «Звезда» и «Ленинград» находилось в русле общей линии ЦК по отношению к печатным изданиям. В 1947 году принимается постановление «О мерах улучшения ведения ведомственных журналов», в 1948 году - «О журнале «Крокодил» и «О мерах по улучшению журнала «Огонек», в 1949-м - «О журнале «Знамя», и т.д.
Открытый вопрос
Далеко не все откровения Исайи Берлина в его беседах с Анатолием Найманом можно принять безоговорочно. Некоторые из них представляются наивными. Например, его утверждение о том, что революция в России и Ленин способствовали появлению фашизма в Германии. Думается, фашизм появился после того, когда закулиса убедилась, что троцкистам внутри России Сталина не одолеть. Тогда она своими капиталами взрастила Гитлера. Не бесспорными представляются и некоторые другие, подчас весьма неказисто выраженные мысли Берлина, и вообще по мере чтения не раз задаешься вопросом, который, как мне кажется, незримо присутствует в размышлениях Анатолия Наймана: «В чем, собственно, исключительность Исайи Берлина, притягивающего к себе самых разных людей? Не мифологизирован ли его образ подобно тому, как, допустим, в наши дни, исходя из идеологической потребности, мифологизируются и представляются с телеканалов едва ли не совестью нации не самые лучшие поэты и писатели?»
Родившийся в 1909-м, эмигрировавший вместе с родителями из России в 1919-м или в 1920-м и, добившийся высокого положения в свете, ушедший в мир иной в 1997-м, Исайя Берлин был крупным либеральным историком философских идей, фундаментально образованным филологом. Берлин по-своему исследовал сущность марксизма и предпринял попытку обобщить историю философской политической мысли в России XIXвека (один том его сочинений состоит из эссе, посвященных Белинскому, Герцену, Тургеневу, Чернышевскому, Льву Толстому, Достоевскому). Будучи неистребимым романтиком, он читал лекции по истории романтизма, проблемам литературы и философии не только в Оксфорде, но и по всему миру, был хорошо знаком с ведущими деятелями мира, дружил с президентом Рузвельтом. Кроме того, он получил высшую награду Великобритании Орден Империи, звание сэра, был возведен в рыцари и имел существенное влияние на Нобелевский комитет. Таким образом, при всех имеющих право на существование сомнениях относительно масштаба фигуры Исайи Берлина, известность его все-таки гораздо шире рамок научной деятельности.
… Смотрю в запотевшее оконце. Холодный осенний дождь смывает на двинском берегу последние следы ушедшего лета, но следы истории смыть невозможно. Рано или поздно она открывается нам неожиданными, подчас причудливыми гранями и поворотами, как открылась мне история Исайи Берлина. Став для Анны Ахматовой «гостем из будущего» и не став «милым мужем», он оказал на ее творчество серьезное влияние. А на него самого, как мы теперь знаем, немалое влияние оказал маленький городок (тогда поселок) Андреаполь.