"Тревожная совесть Валентина Распутина"

   Встреча в литературном салоне "Гармония", состоявшаяся 19 апреля в Центральной библиотеке, была посвящена жизни и творчеству Валентина Григорьевича Распутина.

   Планируя темы обсуждения, "хозяйка" салона Е.И. Локтева в Год экологии не случайно остановила свой выбор именно на этом русском писателе. В его творчестве нашла отражение острейшая проблема современного времени: разрушение при­роды и нравственности под воздействием цивилизации. Валентин Григорьевич - яркий представитель «дере­венской прозы», один из немногих русских писателей, для которых Россия – не просто географическое место, где он появился на свет, а Родина в самом высоком и наполненном смысле этого слова.

 

   Познакомив слушателей с детсвом и юношескими годами писателя, Екатерина Ивановна остановила свое внимание на его произведениях, действие которых почти всегда происходит в деревне, а глав­ные ге­рои (точнее, героини) в большинстве случаев – «ста­ринные ста­рухи». Сюжет каждой повести В. Распутина связан с ис­пытанием, выбором, смертью. В «Последнем сроке» говорится о предсмертных днях старухи Анны и о со­бравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь самой старухи. В «Живи и помни» действие переносится в 1945 год, когда так не хоте­лось умереть на фронте герою повести Андрею Гусько-ву, и он дезертировал. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в еще большей сте­пени – перед его женой Настеной. В «Прощании с Матерой» описываются затопление для нужд ГЭС ост­рова, на котором расположена старая сибирская де­ревня, и последние дни стариков и старух, оставших­ся на нем. В этих условиях обостряется вопрос о смыс­ле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. Читая эти произведения, понимаешь, что симпатии Валентина Григорьевича отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.

 

   Обратила Екатерина Ивановна внимание и на язык: тот, которым написаны распутинские произведения, тот, на которм говорят его герои, тот, на котором говорим мы. Небольшую часть времени, проведенного в литературной гостиной, слушатели посвятили проверке собственных знаний и написали короткий орфоэпический диктант.

 

 
Летопись событий: