И тут взорвался мир...
горбоносый Рома Есангулов. – То «кунг»1 какой-нибудь без окон, душегубка, то вот такой же гроб на колёсиках: пнёшь – развалится...
– Не-е, у нас в Мерзебурге, помнится, шикарный автобус был. «Мерседес», – мечтательно жмуря глаза, поведал Валерка Кокорев. – С кондиционером! Стёкла тонированные, стереосистема, все дела!.. Немцы, кстати, подарили. На пятидесятилетие полка... Надпись на боку даже была. По-немецки. Там что-то: «Дойче-русиш фройншафт, бла-бла-бла...». У нас мужики предлагали на другом боку написать: «На Берлин!»...
– Ну, и что? Написали?..
– Не-е... – Валерка поморщился. – Замполит не разрешил... Потом, когда вывод начался, у нас этот автобус отобрали. В Вюнсдорф перебросили, в штаб армии...
– Ну вот, как раз бы надпись и пригодилась – там же Берлин рядом...
– А у нас, когда я в Орловке летал, с транспортом совсем беда была, – подал голос с заднего сидения Юрка Воинов – худощавый, с совершенно седым ёжиком волос на голове, пилот. – Там же морозы. Как к середине ноября за тридцатник перевалит, так практически до конца марта и стоит. Так в батальоне тамошнем, чтоб не мучиться каждое утро с запусками, двигатели на машинах вообще не глушили. Так и молотили неделями, не вынимая. Бензину ж тогда хоть залейся было!.. Ну, естественно, движки такого насилия над собой не выдерживали. Чем ближе к весне, тем меньше в парке живых машин оставалось. БД2 да полёты ещё худо-бедно как-то обеспечивали, а под личный состав – тут уж давали что попало. По остаточному принципу... Помнится, одну зиму, вообще, морозы поприжали, так к марту на ходу один только «Урал» с тентом и остался. Да и у того коробка передач заедала – одна только третья и втыкалась и всё. Его с утра «апашкой»3 растолкают, раскочегарят и – вперёд – за личным составом. Он приезжает на «пятак», к городку, и давай по кругу носиться – если остановится, то потом ведь уже не тронуться будет. А народ – с гиком, с криками за ним гоняется и на ходу в кузов карабкается...
– Да ладно!..
– Вот те крест! Чисто штурм Измаила!.. Да куда там, Измаил отдыхает! Ты вот попробуй – в унтах, «ползунах»4 да в зимней куртке на борт «Урала» вскарабкайся. Это и на стоячей машине-то непросто. А тут – на ходу!.. Ну, правда, и кто обратно падал, тот шибко не убивался – мягко ведь, мех кругом. Тут главное было – под колесо не угодить... Шлёпнется такой деятель и лежит, глазами лупает, дух, значит, переводит. Но особо-то не разлежишься – «Урал»-то опять накатывает, он же по кругу гоняет. Так этот, упамший, шапку подберёт да на карачках, на карачках – в сторону. А как «Урал» мимо, так опять – ноги в руки – и следом, на очередной заход... Некоторые по пять попыток делали...
– Ну, ты жжёшь, Валентиныч!..
– И как же вы всем полком-то на одном тягаче?..
– Ты не поверишь! Народу набивалось в этот «Урал» – немыслимое количество. Друг на друге. Тент же на нём квадратный, так он круглым становился. Представляешь?! И в буграх весь – зады выпирают и головы, головы... Мы однажды ради интереса по приезду на аэродром посчитали вылезающий народ. Восемьдесят семь человек! Представляешь?!.. Жалко, мы тогда про книгу рекордов Гиннеса ничего не знали – можно было бы застолбить достижение...
– Да ну! У Гиннеса, там в телефонной будке по пятнадцать человек помещается. А тут целый «Урал»...
– Так это в трусах и в майках! А ты попробуй в нашей зимней амуниции в телефонную будку набиться. Это от силы два человека и войдут...
– С половиной...
– Ага, полтора землекопа...
Алексей слушал этот весёлый трёп вполуха. Прижавшись плечом к оконному стеклу, он рассеянно смотрел на проплывающие мимо серые домики плавящегося от жары райцентра. На пустынных улицах не было видно ни души. Сиеста...
Автобус завернул за угол жёлтого одноэтажного гастронома, в распахнутой настежь двери которого неподвижно висела пыльная марля, и застучал колёсами по стыкам ведущей к аэродрому раздолбанной бетонки. Вдоль дороги потянулись старые могучие берёзы с пожелтевшей к середине лета, вяло повисшей листвой.
________________________________________________________________________________
5. «Кунг» – кузов универсальный негабаритный.
1. БД – боевое дежурство.
2. «Апашка» – от АПА – аэродромный пусковой агрегат; обычно на шасси «Урала».
3. «Ползуны» – утеплённые штаны.