Луговская сельская библиотека

ИЗ ИСТОРИИ ПОГОСТА ЛУГИ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 16- ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКОВ).

   Справка составлена Валерием Линкевичем, директором Андреапольского районного краеведческого музея имени Э.Э. Шимкевича.

   Первое известное нам упоминание о погосте Луги (Лузи) относится к 1540 году, т.е. ко времени правления Иоанна 4 Васильевича (Грозного). Содержится оно в т. н. Торопецкой писцовой книге. Тем годом записано: «В Лузех на погосте церковь Рождество Пречистой: Во дворе поп Иван, во дворе пономарь Максимко, да в келья проскурница Марья, а приход вопче Лутковским да Безкунниковым да Даниловым хрестьяном да Угримовым крестьяном, пашни 12 чети, сена 10 копен, а в сохе не положена». Из этой записи мы видим, что население погоста состояло из священника, пономаря и просвирницы, а население прихода состояло во владении помещиков Безкунниковых и Лутковских. Безусловно, сама церковь возникла в значительно ранние времена, хотя из-за отсутствия документов конкретную дату установить не удается.

   Наша земля, наравне с другими областями Московской Руси, испила до дна горькую чашу опричнины и последующего Смутного времени. В недошедшей до наших дней Ржевской писцовой книге записано: «132 (1624 - Л.В.) и 133 (1625 - Л.В.) гг. в Езжинской волости, что приписана из Торопецкаго уезду ко Ржеву- Володимерову, на государев царев и велакаго князя Михаила Феодоровича, всея Руси, земли погост пуст, и в нем Рождества Пречистыя Богородицы пуста пашни церковной с лесом поросло в поле, и в дву потому ж, сена лесом поросло десять копен, лесу пашенного полдесятины».

   А вот ещё интересная запись, относящаяся к 17 веку: «Церковь Рождества Пречистыя Богородицы в Лугах прибыла из пуста в живущие во 139 (1631 - Л.В.) г. По книгам Покровскаго чернаго попа Никандра да старосты поповскаго Пятницкаго попа Ивана, по новому окладу дани 9 денег, десятильничих гривна; 175 (1667 - Л.В.) г. платилось дани 9 алтын 4 деньги, заезда гривна, 186 (1678 - Л.В.) г. положено вновь дани 25 алтын 5 денег, заезда гривна». Из скупых строк книг Патриаршего приказа мы узнаем, что после общенационального запустения духовная жизнь в Луговском погосте затеплилась в 1631 году, т.е. спустя 18 лет после призвания на царствование Михаила Романова, и спустя 13 лет после Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Так медленно залечивала раны многострадальная земля.

   Не затерялся Луговской приход в закоулках истории и в блистательную эпоху Петра 1 Алексеевича. В одной из переписных книг того времени читаем: «1710 г. в Езжинской волости, на погосте в Лугах церковь Рождества Богородицы, да другая церковь во имя Василия Великаго деревянныя; на погосте во дворе поп Ефим Поликарпов; во дворе пономарь Аким Иванов. Данных денег и других сборов платят они с той церкви всего в год по рублю 5 алтын 2 деньги. Церковной земли той церкви дано в прошлы годах из патриаршего казеннаго приказа пашни 4 четверти в пол, а в дву потому ж, сена 6 копен». Примечательно, что здесь упоминается две церкви.

   Пока не ясно, с какого времени большинство здешних деревень стало принадлежать дворянам Жеребцовым.

  Жеребцовы - русские дворянские роды. Один из них происходит от черниговского боярина Федора Акинфовича Бяконта, выехавшего в Москву около 1300 г. и бывшего боярином у великого князя Симеона Гордого. Константин Михайлович Жеребцов убит при взятии Казани. Иван Алексеевич (умер в 1600 г.) был сокольничим московским при царях Федоре Ивановиче и Борисе. Давыд Васильевич, воевода в Калязине монастыре, убит при взятии его поляками в 1610 г. Алексей и Петр Григорьевичи были сенаторами при императрице Елисавете. Род Жеребцовых внесен во II часть родословных книг Тверской, Московской, Санкт- Петербургской и Псковской губерний. (Гербовник, II, 40). Остальные роды Жеребцовых, числом 8, позднейшего происхождения.

________________________________________________________________________________________________

Описание герба

   Щит разделен перпендикулярно на две части, из которых в правой в серебряном поле виден до половины черный орел с золотым на голове венцом, имеющий золотые нос и когти; в левой части в голубом поле выходящая из облака рука в латы облеченная с мечем.

   На щите изображена дворянская корона с дворянским на ней шлемом, по сторонам которого два черных распростертых орлиных крыла и между ними красное сердце с пламенем. Намет на щите голубой, подложенный серебром. Герб рода Жеребцовых внесен в Часть 2 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 40.

________________________________________________________________________________________________

   Из клировой ведомости погоста Луги за 1812 год мы можем узнать, что Жеребцовым принадлежало не менее 42 населенных пунктов (кстати сказать, население прихода в тот год составляло 1148 мужского и 1215 женского пола душ, т.е. в 276 деревенских дворах проживало 2363 человека).

   Осенью 1759года помещица погоста Луги Ржевского уезда вдова Устинья Ивановна Жеребцова обратилась с прошением о строительстве храма к Епископу Тверскому и Кашинскому Афанасию:

   «Во оном погосте имееютя церковь Божия деревянная во имя Василия Неокессарийскаго с приделом Николая Чудотворца, строение Родственников наших, которая за давным строением весьма обветшала, и служить в ней же ни как не возможно. А ныне я по вознамерению своему желаю на оном же Церковном месте построить вновь Церковь каменную во имя Живоначальныя Троицы с двумя предел Василия Нео Кесарийскаго да Николая Чюдотворца теплую, к чему мною несколко и материалов изготовлено. Того ради, Вашего Преосвященства всепокорно прошу оную деревянную церковь разрыв, употребить на топление церкви и на обжиг извести. А вместо оной мне вновь каменную церковь означенными предел теплую построить дозволить, и о том дать свою архипастырскую Благословенную Храмоздательную грамоту и о сем моем прошении милостивое учинить Благоразсмотрение ноября 1759 года».

   Резолюция, наложенная на данное обращение, гласила: «...Дать ей, просительнице, дозволение, по которому прошению благословили ей, Просительнице Устиньи Ивановой дочери в показанном погосте церковь каменную во имя Живоначальныя Троицы с двумя предел Василия Кесарийскаго и Николая Чудотворца построить, по подобию протчих, и ... церковь доброю архитектурою, и в олтаре престол поставить в указанную меру, и именно в вышину аршина шести вершков и соцкою, в длину аршина осми вершков, в ширину аршина четырех вершков, жертвенники зделать на восток, и построя оную, церкови убрать теми иконами и протчим церковным благолепием, а как оные церковь и предел совсем построен и убран будут, тогда о освящении их просить нас, а деревянную обветшалую церковь по разобрании употребить на топление новой церкви и на печение просфир, чего ради ей просительнице вдове Устиньи Ивановой сия наша Храмоздателная грамота дана во Твери ноября «28» дня 1759 года».

   Часть икон для иконостаса, видимо, взамен испортившихся, Устинья Жеребцова заказывала в 1763 году написать Осташковскому мастеру Борису Фёдоровичу Митину.

   Новое здание освящено в 1764 году (описание церкви см. в приложении 1 после справки - библиотекари). В 1792 году на месте второй деревянной церкви из того же материала был построен однопрестольный храм во имя Успенья Пресвятой Богородицы. В Государственном архиве Тверской области хранится также прошение капитана артиллерии Александра Жеребцова, поданное на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Иринея 9 августа 1797 года:

   «Имеется у нас в означенном приходе каменная Церковь во имя Живоначальныя Троицы, с пределами Василия великаго и чудотворца Николая, при которой находящаяся ныне деревянная колокольня пришла в ветхость, вместо которой имею я желание построить каменную. Того ради ваше высокопреосвященство покорнейше прошу дозволить мне означенную каменную колокольню построить, равно и Святую Церковь, где нужно будет, починкою исправить, и о сем удостоить меня вашим Архипастырским благословением».

   Из этого документа мы видим, что сохранившиеся до сего времени каменные здания Троицкой церкви не синхронны по времени постройки: колокольня воздвигнута позже, в самом конце 18 века.

   Итак, в клировой ведомости погоста Луги за 1812 год читаем:

   «В нем 1-я церковь каменная во имя Святыя Живоначальныя Троицы, с двемя приделы: 1-й во имя Святителя Василия Великаго, 2-й во имя Святителя Николая Чудотворца, в твердости утварию довольна, и ей опись, а равно и приходорасходная церьковной суммы книга имеется, построена в 1764 года. 2-я, деревянная, во имя Успения Пресвятые Богородицы, в твердости, утварию довольна, построена в 1792 года, расстоянием от Епаршескаго города Твери 260, от Осташкова 80 верст. Земли отмежевано при нем 39 десятин пахотной и сенокосной, на которую и план имеется».

   Служили в то время при обоих храмах священники Иосиф Васильев и Тимофей Григорьев, диакон Матфий Артемьев, дьячки Василий Михайлов и Михаил Петров, пономарь Фёдор Петров (документальный список священно и церковнослужителей действительных также престарелых и их жен и детей мужескаго и женского пола душ того времени).

   Таковы некоторые сведения из истории Луговского погоста с первой половины 16 по первую половину 19 вв.

   Валерий Линкевич, директор Андреапольского районного краеведческого музея имени Э.Э Шимкевича.

<=                                                                                       =>