Хотилицкая сельская библиотека
Придорожный памятный знак - символ хотилицких окрестностей
В 1540 году жили на реке Хотилке два ямщика, каждый на своём берегу. Гаврилка Иванов, да за рекою, за Хотелицею Еська Мелихов. А Хотилицы в те далёкие времена именовались как Хотелицкий Ям Лобнянского десятка. Ямщики возили корреспонденцию тех лет. Ям - так звалась почтовая станция.
С этого летописного эпизода ведётся исчисление истории Хотилиц. В дореволюционные годы Хотилицы значились имением помещика Гана. По рассказам старожилов, в селе насчитывалось не больше пяти крестьянских изб, двухэтажный помещицкий дом и добротный дом местного священника. О культуре не могло быть и речи, так как никаких культурных учреждений в то время в Хотилицах не было. Великая Октябрьская социалистическая революция принесла в захолустное село новые порядки, большие перемены.
Фотография 1920-х годов
Начались они с коммуны «Заря», образованной в январе 1919 года на бывшей помещичьей земле. Какой бы ни была маломощной коммуна, она открыла крестьянам глаза на новые, социалистические, трудовые отношения, внесла в крестьянский быт элементы культуры.
Из воспоминаний старожила села Хотилицы Ильи Осиповича Микулича:
«Хотилицкие жители не имели возможности читать книги и газеты. Их было очень мало, всего несколько экземпляров. Да и большинство людей были неграмотные».
Основной задачей тогда было ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В акте обследования работы волкома партии, произведённого в начале 1925 года, было очень много неграмотного взрослого населения до 45-летнего возраста, большинство из них - женщины. До октябрьской революции мальчики ещё учились, многие кончали начальную школу, а девочек родители отдавали работать по найму или заставляли работать в личном хозяйстве: прясть, ткать холсты, ухаживать за скотом, вязать кружева, рукавицы. Но после гражданской войны к учёбе потянулись и девочки. Классы были переполнены, обучались даже в частных домах. Появилось желание учиться и у взрослых. Для этого в школе села Хотилицы организован был ликпункт, и учителям приходилось заниматься в две смены: днём - с детьми, а вечером - со взрослыми.
Из воспоминаний старожила села Хотилицы, учительницы Ивейской Е.:
«Я никогда не забуду, как жители деревень Фишово, Снегири, Заплавье за 6-8 километров в дождь и вьюгу ходили в Хотилицы на занятия. Тяжело им было, но многие учились с желанием, стремились к знаниям. В моём классе занималось днём 60 детей, а вечером - 30-40 взрослых».
На сходах граждан решался вопрос о ликвидации неграмотности. Для того, чтобы женщина-мать посещала занятия, приходилось подыскивать для неё няню, с оплатой за счёт общества. Некоторые женщины относили своих детей к родственникам, соседям, из отдалённых деревень ездили в школу на лошадях. Некоторых женщин комсомольцы обучали на дому. Люди тянулись к знаниям.
Открытки 1918 и 1920-е годы
Денежные знаки, 1921 г.