Хотилицкая сельская библиотека

Придорожный памятный знак - символ хотилицких окрестностей

   В 1540 году жили на реке Хотилке два ямщи­ка, каждый на своём берегу. Гаврилка Ива­нов, да за рекою, за Хотелицею Еська Мелихов. А Хотилицы в те далёкие времена име­новались как Хотелицкий Ям Лобнянского десятка. Ямщики возили корреспонденцию тех лет. Ям - так звалась почтовая станция.

   С этого летописного эпизода ведётся исчис­ление истории Хотилиц. В дореволюцион­ные годы Хотилицы значились имением по­мещика Гана. По рассказам старожилов, в селе насчитывалось не больше пяти кресть­янских изб, двухэтажный помещицкий дом и добротный дом местного священника. О ку­льтуре не могло быть и речи, так как никаких культурных учреждений в то время в Хотилицах не было. Великая Октябрьская социалис­тическая революция принесла в захолустное село новые порядки, большие перемены.

Фотография 1920-х годов

   Начались они с коммуны «Заря», образованной в январе 1919 года на бывшей помещи­чьей земле. Какой бы ни была маломощной коммуна, она открыла крестьянам глаза на новые, социалистические, трудовые отноше­ния, внесла в крестьянский быт элементы ку­льтуры.

   Из воспоминаний старожила села Хотилицы Ильи Осиповича Микулича:

   «Хотилицкие жители не имели возможности читать книги и газеты. Их было очень мало, всего несколько экземпляров. Да и большин­ство людей были неграмотные».

   Основной задачей тогда было ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В акте обследования работы волкома партии, произведённого в начале 1925 года, было очень много неграмотного взрослого населения до 45-летнего возраста, большинство из них - женщины. До октябрьской революции мальчики ещё учились, многие кончали на­чальную школу, а девочек родители отдава­ли работать по найму или заставляли рабо­тать в личном хозяйстве: прясть, ткать холс­ты, ухаживать за скотом, вязать кружева, ру­кавицы. Но после гражданской войны к учё­бе потянулись и девочки. Классы были пере­полнены, обучались даже в частных домах. Появилось желание учиться и у взрослых. Для этого в школе села Хотилицы организо­ван был ликпункт, и учителям приходилось заниматься в две смены: днём - с детьми, а вечером - со взрослыми.

   Из воспоминаний старожила села Хотили­цы, учительницы Ивейской Е.:

«Я никогда не забуду, как жители деревень Фишово, Снегири, Заплавье за 6-8 километ­ров в дождь и вьюгу ходили в Хотилицы на занятия. Тяжело им было, но многие учились с желанием, стремились к знаниям. В моём классе занималось днём 60 детей, а вечером - 30-40 взрослых».

   На сходах граждан решался вопрос о ликви­дации неграмотности. Для того, чтобы женщина-мать посещала занятия, приходилось подыскивать для неё няню, с оплатой за счёт общества. Некоторые женщины относили своих детей к родственникам, соседям, из отдалённых деревень ездили в школу на ло­шадях. Некоторых женщин комсомольцы обучали на дому. Люди тянулись к знаниям.

 

 

Открытки 1918 и 1920-е годы

Денежные знаки, 1921 г.

 

<=                                                                                       =>