«Крылатая душа по имени Марина»

    Руководитель литературного объединения «Гармония» Е.И. Локтева и главный библиотекарь МУ «Андреапольская ЦБС» В.Н. Красицкая провели литературно-музыкальный вечер для спецконтингента колонии поселения ЛИУ-8, посвященный творчеству русской поэтессы Марины Цветаевой.

    Перед зрителями во всем многообразии развернулась вся жизнь, личность и творчество поэта и женщины, матери с ранимой и возвышенной душой, судьбой полной драматических мoментов.

   Предчувствуя долгую и трудную дорогу к сердцам людей, юная Цветаева когда-то пророчески сказала:

Разбросанным в пыли

                            по магазинам

(Где их никто не брал

                                и не берет!)

Моим стихам,

                                                    как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

   Поэт верит, что не нужные никому сейчас, валяющиеся в пыльных магазинах, ее стихи будут востребованы будущими поколениями.

    Поэтическая судьба Марины Цветаевой наиболее полно отражает сложный и по-своему трагический процесс взаимоотношений «поэт-революция». Ведущая вечера Екатерина Ивановна Локтева рассказала гостям вечера, что Цветаева находилась в духовной оппозиции существующему укладу жизни, не хотела и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением времени, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны, обрушившейся «громом на голову, саблей наголо».

   Поэзию Марины Цветаевой можно соотнести с исповедью. Она всегда живо и искренне отдавалась своему творчеству, как истинный романтик, слагая в рифму свою внутреннюю боль, трепет, всю гамму чувств. Поэтесса не требовала от жизни слишком многого, поэтому период забвения не вселил в ее сердце обиду или горечь. Напротив, казалось, в ней проявилась еще большая жажда жизни, именно поэтому Цветаева не переставала писать. И даже в эмиграции, несмотря на все тяготы и лишения, ее поэзия получила второе дыхание, отразив на бумаге особую эстетику личного мироощущения.

     Смысл жизни постигается Цветаевой через главную проблему своей жизни - проблему творца. Пишутся циклы стихов о Поэте и поэтах, ей дорогих. Она обращалась в циклах стихов к Пушкину, к Ахматовой, к Блоку, к Пастернаку и Мандельштаму, Маяковскому.

 

   Из рассказа Екатерины Ивановны зрители узнали о своеобразии лирики Цветаевой. Марина виртуозно обращалась со звукописью, звучание всегда согласуется с настроением текста и его содержанием. Используя особый синтаксис фраз - обилие тире, резких переносов, дробление слов на части создает музыкальность текстов смысловыми паузами. Ее поэзия афористична, одной фразой поэту удaвалось выразить глубокий философский смысл.

    Часто сравнивают творчество московского поэта Цветаевой и петербургского поэта Ахматовой. Лирика Ахматовой и Цветаевой тесно связаны с их любимыми городами. Марина Цветаева обращается к московской теме, потому что это часть ее души. Русь у нее прежде всего «московская». Ей всегда дорога Москва с ее «домиками, церквями, колоколами». Чувство кровного родства с Москвой дает ей право «передать столицу по наследству, подарить ее достойнейшим, тем, кто душою близок Москве, наделить их таким же правом»:

Будет твой черед:

Тоже – дочери

Передашь Москву

С нежной горечью.

     Москва для Цветаевой – святое, связанное с Богом и Церковью, звоном колоколов, куполами. И, как в церкви, для всех открыты «двери» Москвы. Тема России в творчестве Цветаевой определена, по ее выражению, не «условностями территории», а «принадлежностью к памяти и крови».

   Стихи Марины Цветаевой о любви занимают весомую часть творчества поэта, посвященные платоническим влюбленностям и настоящим сердечным переживаниям. В любовных строчках есть радость и грусть, сожаления о несчастной любви и разлуках.

   В истории отечественной поэзии имя Цветаевой всегда будет занимать особое достойное место, творчество ее дорого и любимо многими читателями, поклонниками ее неординарного и великого таланта.

Летопись событий: