Мотовозик до Жукопы
С самого начала войны Ливонская проблема присутствовала на всех совещаниях представителей государств, входивших в состав Римской империи. Император Максимилиан II объявил блокаду. Даже в таких отдаленных от театра военных действий государствах, как Франция и Испания, создавались проекты захвата Балтийского побережья. Подстрекаемые польско-литовской дипломатией, крымские татары и султан спешили использовать создавшуюся политическую обстановку, чтобы попытаться отвоевать Казань и Астрахань. В 1569 г. против Москвы объединились Литва и Польша, создав «Речь Посполитую». В таких условиях московская дипломатия должна была развернуть очень широкую деятельность. Иоанн IV искусно налаживает отношения с Данией, ищет союза с Турцией, отказываясь ради этой цели от наступления на Кавказ, выдвигает свою кандидатуру на польский престол, ведет переговоры с императором, предлагая раздел Речи Посполитой с тем, чтобы «корона польская» отошла к сыну императора, а самому Иоанну достались Литва и Ливония. По соглашению с Данией Иоанн IV образует в Ливонии вассальное государство, во главе которого ставит брата датского короля герцога Магнуса. Во всех этих дипломатических комбинациях Иоанн принимал личное участие. Однако после 24-летней изнурительной борьбы Иоанн Грозный вынужден был поставить вопрос о продолжении войны на Земском Соборе, ибо война требовала денег, а решение о дополнительных податях не могло быть принято без решения Земского собора. Собор не поддержал продолжение войны, и Иоанну IV пришлось отказаться от своих планов в Прибалтике. Война со всей Европой, организованная Римским престолом, оказалась пока не под силу Московскому царству. В 1582 г. в Запольском Яме при участии представителя папы был заключен мир с Речью Посполитой на условиях «как до войны», с обоюдным отказом от достигнутых завоеваний.
Таким образом, несмотря на длительную борьбу, в которой проявились высокие качества и русских войск, и русской дипломатии в условиях крайне неблагоприятной для России международной обстановки, Иоанн IV оказался не в силах осуществить поставленные им на Западе задачи. Но и Речь Посполитая была вынуждена отказаться от широких планов агрессии и от своих претензий на Псков, Новгород и Смоленск.
В связи с необходимостью решения государственных задач на западе, востоке и юге активизировалась политические связи с Римской империей, Англией, Швецией, Турцией и другими странами.
Интенсивная внешнеполитическая деятельность не могла проводиться старыми средствами. А потому Иоанн IV самое пристальное внимание уделяет формированию внешнеполитического «ведомства». С 1537 года для ведения внешнеполитических дел существовал отдельный «стол» – повытье в Казенном дворе. Сразу после своего венчания на царство Иоанн IV в 1549 году выделяет внешнеполитическое ведомство в отдельную Посольскую избу со своим архивом и штатом. Она возглавляется дьяком. Ввиду важности деятельности и быстрого увеличения объемов архивов, Избу в 1573 году перестраивают в каменное здание, и она получает наименование Посольская палата, а в 1578 реорганизуется в Посольский приказ. Интенсивно увеличивается штат внешнеполитического ведомства. Так, например, в его штат только одних письменных переводчиков входило до 20 человек. Использовались языки: греческий (классический и разговорный), латинский (классический и вульгарная латынь), румынский, польский, голландский, английский, австрийско-немецкий, немецкий (нижнесаксонский), татарский, калмыцкий, турецкий, арабский и шведский. Отдельный штат составляли устные переводчики-толмачи.
Создание системы просвещения
Все перечисленные выше преобразования требовали большого количества грамотных исполнителей. Понимая это, Иоанн IV самое серьезное внимание уделяет образованию. Как сообщает Е.Н. Калашникова, «в 1551 году по указу царя создается система образования при церквях и монастырях и открывается первая школа. Детей «грамоте и писати, и пети, и чести (т. е. считать) учили». Был издан учебник по арифметике – «Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счетной мудростью». В этом пособии… рассматривались сложение, вычитание, умножение, деление и действия с дробями, при этом, как правило, приводились примеры из области торговли. Развитие математических знаний определялось, прежде всего, практическими потребностями. В качестве наставления для измерения «сох» (единица обложения) была создана «Книга сошному письму», которая свидетельствует о знании довольно сложных приемов математических расчетов.
Потребность в развитии математических знаний увеличивалась в связи с усложнением строительного и военного дела, в частности, артиллерии, ибо в XVI в. уже решались задачи на определение расстояний от далеких предметов».
Именно эта система образования позволила ко времени царствования Алексея Михайловича достичь поразительной для тех времен грамотности. Так, по сообщениям С. Зеньковского, в это время белое духовенство было почти поголовно грамотным, среди монашествующих число грамотных составляло 75%, грамотность дворян колебалась от 65% до 78% в зависимости от региона, у купечества 75% - 96%, среди посадских грамотность достигала 43%, а среди крестьян колебалась от 23% до 52%.
Как сама система образования, так и проводимые реформы, требовали создания системы книгопечатания. Первая типография возникла в Москве в 1553 г. и вскоре здесь были напечатаны первые книги. В 1563 г. организация «государева Печатного двора» была поручена выдающемуся деятелю в области книгопечатания в России Иоанну Федорову. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. он выпустил книгу «Апостол» в следующем году «Часовник». Книги, созданные в типографии Иоанна Федорова, отличались прекрасной техникой исполнения.
Та же Калашникова сообщает, что в настоящее время обнаружены письма голландского купца Йохана Вема, который писал, что царскому двору поставлялись крупные партии книг – «рукописных и печатных и продано для царских хранилищ на 5 тысяч золотых гульденов». Сумма по тем временам невероятная: целая флотилия тогдашних торговых судов потребовалась для доставки груза!
Характеризуя государственную деятельность Иоанна Грозного, можно сказать, что он принял Московское княжество в состоянии анархии, на грани распада, а через 37 лет оставил Мировую державу раскинувшуюся на территории 5,4 млн. кв. км. (было 2,8), численность населения которой увеличилась на 30-50%, которая управлялась на основе Права, имела дипломатические и торговые отношения с большинством мировых держав того времени. Причем, как сообщает Р.Г. Скрынников, за все 37 лет к смертной казни было приговорено не более 4 тысяч человек, что в десятки раз меньше потерь населения, происходивших при централизации го-сударств в Западной Европе.
Впечатляющие результаты деятельности первого Русского самодержца свидетельствуют о том, что те таланты, которые Иоанн Васильевич получил от Господа в таинстве миропомазания при венчании на царство, он вернул Владыке более чем преумноженными, явившись величайшим творцом Русского государства. Представляется очевидным, что такое творчество не может быть совместимо со злодейством, ведущим, как было сказано выше, к распаду и тлению. Но если и приходилось отсекать засохшие ветви, то на этот счет сам Господь говорил, что их посекают и предают огню. Но, заботясь даже об этих «усохших ветвях», Благоверный Государь рассылает «поминки» по всем монастырям, дабы там отмаливали грехи изменников и клятвопреступников. Мировая история не знает ни одного подобного примера, даже из лицемерия никому не пришло в голову повторить такое деяние.
Однако злодейство в жизни Иоанна Васильевича все же имело место, именно оно пресекло жизнь, как самого царя, так и династии в целом. Об этом писали как в 60-е годы, вскоре после эксгумации останков царя и его сыновей, так и позже. Исследования, ведущиеся с середины 90-х годов, доказали факт отравления практически всей семьи царя Иоанна IV. Его мать, великая княгиня Елена(1538), первая жена, царица Анастасия (1560), царевна-младенец Мария, царевич Иоанн Иоаннович (1581), царь Феодор Иоаннович (1598) были отравлены мышьяком и ртутью. Не могут злодеи простить творцам их сотворчества Богу. Но и «Бог поругаем не бывает» и потому прославляет своих подвижников.