Ощущение рода

Царица полевая

   Бывая в Ворошилове, я отмечал, как некогда скромный краеведческий уголок  расширялся, превращаясь в полноценный музей. В конце 80-х в нем насчитывалось свыше 2300 экспонатов.

   - Люди сами приносят, - радовался Иван Иванович.

   Росло и количество посетителей. «Повидав ворошиловские заповедные места красоту многочисленных озер и рек, понимаешь, отчего так прекрасна наша земля из космоса. Прекрасно, что местные достопримечательности так органично дополняются экспозицией этого замечательного музея! Большое «спасибо» Ивану Ивановичу за великолепный рассказ об истории этого уголка Верхневолжья. Удачи музею и его создателю!», - написал в книге отзывов космонавт Олег Макаров.

   Важное место в деятельности Ивана Ивановича заняло собирание материалов о земляках, сложивших головы на Великой Отечественной войне. Фотографии многих из них были помещены на стенде, и каждый школьник, побывавший в музее, ощущал связь с подвигом своих предков. Среди тех, кого отняла война, родные для Ивана Ивановича люди - его отец, дядя, двоюродный брат Михаил. Двоих сыновей (старшего Михаила и Ивана) Александра Михайловна растила одна.

  - Жили мы скудно, - рассказывал Смирнов. - Помню, мама пошила мне брезентовые шаровары. Идешь в Пялино, в школу, на морозе они задубеют и трещат. Ходили мы из Малой Переволоки втроем - Коля Лебедев, Володя Грушкин и я. Как-то возвращались, а Володя достал из ссобойки (узелка с провизией) мелкую картошку, какой кормят поросят и начал есть. Нам с Колей тоже захотелось. Эту картошку мы у Володи отобрали, что б знал: в коллективе надо делиться. Когда появилась корова, питаться начали сытнее. Как-то мама отправилась на работу. Я полез в сундук. Крышка захлопнулась, разбив кубан и забрызгав мне лицо сметаной. После этого «Ванькой-сметанкой» долго меня звали…

   Добрые дела музей множились. Смирнов взялся собирать местные пословицы, поговорки, песни, редкие слова, записывать рассказы-легенды, публиковать их в пеновской газете «Звезда» (Ворошиловский сельсовет вернулся в Пеновский район).

   Вот лирическая зарисовка «Луг, где растут маргаритки». Живший в деревне Октябрьское (тогда Скреблово, затем Ново-Успенское) помещик Сергей Андреевич Челищев завел в своей усадьбе маргаритки. После его смерти усадьба разрушилась, исчезли все растения, в том числе экзотические. А маргаритки, (их больше всего любил Челищев) остались, переселившись на берег Отоловского озера. Через это место гоняли скот на выпас. Вбитые копытами в землю, маргаритки возрождались. Но есть предел терпения и у растений. Все меньше становился лужок, и, видимо, недалеко время, когда красота эта исчезнет. «Должны ли мы допустить такое?» - задается вопросом Иван Иванович, предлагая объявить лужок заповедным. Таким образом, рассказ предостерегает нас от беспамятства, дает понять: все, оставленное без внимания и заботы, истончается, умирает.

   Рассказ «Ходили мужики на заработки» начинается с того, что по дороге на мужиков напал разбойник. Выручил их отставший односельчанин Марк. Вступив в схватку с разбойником, он убил его. Обнаруженное в булаве негодника золото мужики поделили. Получил свою долю и Марк, которого, к тому же, премировало  за уничтожение «грабителя» власть. Урок следующий - зло всегда наказуемо, а тот, кто вступает с ним в схватку, будет поощрен.

   «Руссечна» - повествование о происхождении названия речки, протекающей в окрестностях Ворошилова. Из него следует, что в этих местах в схватке с татарскими полчищами полегло большое количество воинов. То есть, была «Русь посечена». С тех пор и образовалось у речки дожившее до наших дней имя. Записана эта легенда Иваном Ивановичем в деревне Михайловищина со слов Тимофея Осиповича, сына Осипа Абакумовича, прожившего 115 лет.

   В основе некоторых рассказов лежат языческие традиции. Издревле находится возле Ворошилова «Царицын камень». Согласно преданию, возле него жила, удивительной красоты, с косой до пят, Царица полей. За водой она ходила на гремучий ключ за дорогой.

  - Идем с Большого Мха, из куманиц, и обязательно положим «пястку» ягод на камень, чтобы умилосердствовать Царицу полей. Так еще старики нас учили, - рассказывал Иван Иванович. - Сохранилось даже заклинание:

Царь мой лесной, Царица полевая.

Вы мои приносы примите,

А меня добрым здоровьем наградите…»

«Скотинку мою пасите, храните,

Шелковой травой накормите,

Ключевой водой напоите…

    Житейская мудрость в записанных Иван Ивановичем рассказах сочетается с образностью героев, меткостью народного языка, теперь, к сожалению, почти утраченного. Кто из горожан знает, что означают эти слова: «бродник» (небольшой невод на двух «клячах» - шестах), «выскодь» (дерево, вывернутое с корнем), «дощан» (кадка для домашнего пива), «ощерники» (рыбаки, стоящие по краям невода)? А для Ивана Ивановича они были родные, понятные с детства.

<=

=>