У истока Западной Двины

  Низменные места, которыми богат наш край, изобиловали лугами и камышовыми зарослями. Основными обитателями леса были лось, олень, кабан, медведь, лисица, куница, барсук и другие звери. То есть сама природа в наших местах создала благодатные условия для обитания человека.

   В своем научном труде "Древнейшая история Волго-Окского ме­ждуречья" Д.А. Крайнов рассказывает о раскопках могильников, про­водимых на большой территории в бассейне рек Волги и Оки. В книге идет речь о раскопках могильников в деревне Фатьяново Ярославской области (1873 г.). Аналогичные могильники изучались в городе Торопце, в деревнях Выгодово и Мартисово Торопецкого района, на берегах озера Селигер и в других местах.

   Все находки, извлеченные из этих могильников, ученые условно назвали фатьяновской культурой (по названию могильника деревни Фатьяново) и относят к периоду II тысячелетия до н.э.

   Что из себя представляют могильники фатьяновской культуры? Расположены они на очень высоких местах, откуда открываются широкие виды окрестности, и сами такие холмы видны издалека. По-видимому, выбор высоких мест, для погребения умерших имел не только религиозное значение, связанное с небом, с культом солнца, но и практическое значение, так как высокие холмы были более приметными.

   Холмы выбирались не только по высоте, но и по направлению с юго-запада на северо-восток. Большинство могил верхневолжской группы также имели ориентировку с юго-запада на северо-восток.

   В результате огромных научных исследований ученые пришли к выводу, что во втором тысячелетии до н.э. на территорию Верхнево­лжья вторгаются племена (так называемые фатьяновцы). Они явля­ются представителями обширной культурно-исторической общности племен, характерными предметами пользования которых были бое­вые каменные топоры-молотки, ножи, наконечники стрел, дротики, каменные булавы, керамическая посуда с характерной орнамикой.  Основным видом хозяйствования этих людей было скотоводство, от­части земледелие..

   В следующие столетия происходит смешение местных поздненеолитических племен с пришлыми племенами. Памятники свидетель­ствуют о знакомстве людей Верхневолжья с обработкой железа в начале 1 тысячелетия до н.э.

   Резкие сдвиги в жизни общества заметны только в VIII-VII веках до н.э., когда появились первые укрепленные поселения - городища. Они возникали на возвышенных местах, чаще всего на берегу реки или озера. С напольной стороны сооружались искусственные соору­жения-укрепления: земляной вал и ров. По краю площадки устанав­ливался тын. По всей видимости, примером раннего типа поселений может служить городище на территории нашего Андреаполя, где сейчас расположен литейный цех

   В конце первого тысячелетия до н.э. и в первые века новой происходит интенсивное проникновение по реке Западная Двина в юго-западные районы балтских племен, в остальных районах обла­сти проживали племена весь и мери.

  А теперь рассказ о курганах более близкого нам периода. В 1949-1954 годы в бассейне реки Западная Двина большие архео­логические работы возглавляла ученая-археолог Я.Я.Станкевич. Ее вещевые материалы раскопок рассказывают о жизни и обычаях древних славянских племен - кривичей. "Повесть временных лет" гласит, что кривичи обитали "на верхъ Волги и на верхь Двины и на верхъ Днепра, их же градь есть Смоленскь" (ПВЛ, 1950, стр13).

   Кривичи - самое крупное племенное объединение восточного славянства, заселявшее Псковскую, Полоцкую и Смоленскую земли примерно с VIII столетия нашей эры. С этого периода началось слияние находившихся здесь племен утро-финнов и родственных славянских балтов со славянскими пришельцами. Кривичей привлекли наши края, которые в то время были северо-восточной окраиной Киевского государства.

   Раскопки древних захоронений свидетельствуют, что у кривичей господствовал обряд сожжения умерших. Об этом же сообщается и в "Повести временных лет", где пишется, что славяне-язычники хо­ронили умерших при дорогах: "… мертвеца сожьжаху, и по семь собравше кости вложаху в судину малу, и поставлях на столпе на путех." (ПВЛ, 1950, стр. 15).

   Способы помещения остатков трупосожжений в погребальной насыпи были различны. Установлено их более 10. Зольные остатки рассыпались в основании кургана, помещались в специальную пог­ребальную яму, рассыпались прямо на поверхности курганной насы­пи и т. д.  На месте погребения разжигался ритуальный костер.

   Вещевым материалом раскопок могильников этой поры являются стеклянные бусы, железные шейные гривны, бронзовые спиральки, поясные бляшки-скорлупки, браслеты и перстни, прочие, украшения. Из предметов быта при раскопках находят железные ножи, долото, рыболовные крючки, железные удила и тд Таким образом сопки донесли до нас предметы материальной культуры тысячелетней да­вности.

   Установлена и такая закономерность захоронений. Погребальные памятники кривичей - это длинные курганы, имеющие валообразную форму. После племен новгородских словен остались сопки - высо­кие крутобокие насыпи от двух и более метров, обложенные в ос­новании камнями. Нередко рядом со славянскими насыпались курга­ны местных племен - финнов (весь, меря) и балтов.

   В X в началось сплочение разрозненных славянских племен в единое государство с киевскими князьями во главе. Племена обкла­дывались данью, для сбора которой ежегодно направлялась дружи­на. С этого времени появляются курганы - захоронения дружинников.

   С утверждением христианства на Руси (988 г.) в верховьях За­падной Двины и Волги перестают пылать погребальные костры. Од­нако христианству так и не удалось вытеснить полностью язычество. По-прежнему в деревнях насыпались курганные полушаровидные насыпи. Долгое время вместе с умершими в могилу клали пищу, предметы украшения, предметы быта.

   Несколько слов хочется сказать и о некоторых других памятни­ках старины. Еще можно кое-где встретить у нас каменные плиты с высеченными на них большими человеческими стопами Камни-следовики являются интересными памятниками каменносечного искусства древних славян языческих времен. Таким камням придавалось зна­чение предметов культа, а изображения на них обожествлялись. След на камне считался "божьим", то есть священным Принося же­ртву такому камню, люди просили у своего божества хорошего уро­жая, удачной охоты, избавления от болезней. На камнях чаще всего высечены следы человеческих ног.

  Такие камни известны были еще в V веке нашей эры.

   Другим интересным памятником из камня являются кресты. Так. в четверти версты от деревни Заозерье на мысу стоял четырехконеч­ный, высеченный из дикого камня крест. Он напоминает времена великого князя Литвы Витовта (1392-1430), который ставил на бро­дах при реке Западная Двина каменные кресты или крыжи (акты южной и западной России, т.1, N 177). Хранится этот крест в Тверском музее и значится как лопастицкий. Стоял он на берегу проли­ва, соединяющего озеро Лопастицы с озером Витьбино.

   Аналогичный каменный крест хранится в Андреапольском крае­ведческом музее, который был найден на берегу Волкоты около де­ревни Торопово. До сих пор на пригорке возвышается большой ка­менный крест около деревни верхний Ополец, которая находится на границе Андреапольского и Холмского районов двух соседних обла­стей - Тверской и Новгородской.

   Наш рассказ поведал читателям о немых свидетелях древней истории нашего края. Хочется обратить внимание земляков вот на! что. Берегите эти памятники. Не давайте их разрушать, не разрешайте в них копаться несведущим людям. Знайте - в них покоят­ся корни человеческой жизни, нашей с вами жизни. Очень важно все городища, холмы и курганы, памятники из камня охранять от невежественной руки.

<=

=>