У истока Западной Двины
Низменные места, которыми богат наш край, изобиловали лугами и камышовыми зарослями. Основными обитателями леса были лось, олень, кабан, медведь, лисица, куница, барсук и другие звери. То есть сама природа в наших местах создала благодатные условия для обитания человека.
В своем научном труде "Древнейшая история Волго-Окского междуречья" Д.А. Крайнов рассказывает о раскопках могильников, проводимых на большой территории в бассейне рек Волги и Оки. В книге идет речь о раскопках могильников в деревне Фатьяново Ярославской области (1873 г.). Аналогичные могильники изучались в городе Торопце, в деревнях Выгодово и Мартисово Торопецкого района, на берегах озера Селигер и в других местах.
Все находки, извлеченные из этих могильников, ученые условно назвали фатьяновской культурой (по названию могильника деревни Фатьяново) и относят к периоду II тысячелетия до н.э.
Что из себя представляют могильники фатьяновской культуры? Расположены они на очень высоких местах, откуда открываются широкие виды окрестности, и сами такие холмы видны издалека. По-видимому, выбор высоких мест, для погребения умерших имел не только религиозное значение, связанное с небом, с культом солнца, но и практическое значение, так как высокие холмы были более приметными.
Холмы выбирались не только по высоте, но и по направлению с юго-запада на северо-восток. Большинство могил верхневолжской группы также имели ориентировку с юго-запада на северо-восток.
В результате огромных научных исследований ученые пришли к выводу, что во втором тысячелетии до н.э. на территорию Верхневолжья вторгаются племена (так называемые фатьяновцы). Они являются представителями обширной культурно-исторической общности племен, характерными предметами пользования которых были боевые каменные топоры-молотки, ножи, наконечники стрел, дротики, каменные булавы, керамическая посуда с характерной орнамикой. Основным видом хозяйствования этих людей было скотоводство, отчасти земледелие..
В следующие столетия происходит смешение местных поздненеолитических племен с пришлыми племенами. Памятники свидетельствуют о знакомстве людей Верхневолжья с обработкой железа в начале 1 тысячелетия до н.э.
Резкие сдвиги в жизни общества заметны только в VIII-VII веках до н.э., когда появились первые укрепленные поселения - городища. Они возникали на возвышенных местах, чаще всего на берегу реки или озера. С напольной стороны сооружались искусственные сооружения-укрепления: земляной вал и ров. По краю площадки устанавливался тын. По всей видимости, примером раннего типа поселений может служить городище на территории нашего Андреаполя, где сейчас расположен литейный цех
В конце первого тысячелетия до н.э. и в первые века новой происходит интенсивное проникновение по реке Западная Двина в юго-западные районы балтских племен, в остальных районах области проживали племена весь и мери.
А теперь рассказ о курганах более близкого нам периода. В 1949-1954 годы в бассейне реки Западная Двина большие археологические работы возглавляла ученая-археолог Я.Я.Станкевич. Ее вещевые материалы раскопок рассказывают о жизни и обычаях древних славянских племен - кривичей. "Повесть временных лет" гласит, что кривичи обитали "на верхъ Волги и на верхь Двины и на верхъ Днепра, их же градь есть Смоленскь" (ПВЛ, 1950, стр13).
Кривичи - самое крупное племенное объединение восточного славянства, заселявшее Псковскую, Полоцкую и Смоленскую земли примерно с VIII столетия нашей эры. С этого периода началось слияние находившихся здесь племен утро-финнов и родственных славянских балтов со славянскими пришельцами. Кривичей привлекли наши края, которые в то время были северо-восточной окраиной Киевского государства.
Раскопки древних захоронений свидетельствуют, что у кривичей господствовал обряд сожжения умерших. Об этом же сообщается и в "Повести временных лет", где пишется, что славяне-язычники хоронили умерших при дорогах: "… мертвеца сожьжаху, и по семь собравше кости вложаху в судину малу, и поставлях на столпе на путех." (ПВЛ, 1950, стр. 15).
Способы помещения остатков трупосожжений в погребальной насыпи были различны. Установлено их более 10. Зольные остатки рассыпались в основании кургана, помещались в специальную погребальную яму, рассыпались прямо на поверхности курганной насыпи и т. д. На месте погребения разжигался ритуальный костер.
Вещевым материалом раскопок могильников этой поры являются стеклянные бусы, железные шейные гривны, бронзовые спиральки, поясные бляшки-скорлупки, браслеты и перстни, прочие, украшения. Из предметов быта при раскопках находят железные ножи, долото, рыболовные крючки, железные удила и тд Таким образом сопки донесли до нас предметы материальной культуры тысячелетней давности.
Установлена и такая закономерность захоронений. Погребальные памятники кривичей - это длинные курганы, имеющие валообразную форму. После племен новгородских словен остались сопки - высокие крутобокие насыпи от двух и более метров, обложенные в основании камнями. Нередко рядом со славянскими насыпались курганы местных племен - финнов (весь, меря) и балтов.
В X в началось сплочение разрозненных славянских племен в единое государство с киевскими князьями во главе. Племена обкладывались данью, для сбора которой ежегодно направлялась дружина. С этого времени появляются курганы - захоронения дружинников.
С утверждением христианства на Руси (988 г.) в верховьях Западной Двины и Волги перестают пылать погребальные костры. Однако христианству так и не удалось вытеснить полностью язычество. По-прежнему в деревнях насыпались курганные полушаровидные насыпи. Долгое время вместе с умершими в могилу клали пищу, предметы украшения, предметы быта.
Несколько слов хочется сказать и о некоторых других памятниках старины. Еще можно кое-где встретить у нас каменные плиты с высеченными на них большими человеческими стопами Камни-следовики являются интересными памятниками каменносечного искусства древних славян языческих времен. Таким камням придавалось значение предметов культа, а изображения на них обожествлялись. След на камне считался "божьим", то есть священным Принося жертву такому камню, люди просили у своего божества хорошего урожая, удачной охоты, избавления от болезней. На камнях чаще всего высечены следы человеческих ног.
Такие камни известны были еще в V веке нашей эры.
Другим интересным памятником из камня являются кресты. Так. в четверти версты от деревни Заозерье на мысу стоял четырехконечный, высеченный из дикого камня крест. Он напоминает времена великого князя Литвы Витовта (1392-1430), который ставил на бродах при реке Западная Двина каменные кресты или крыжи (акты южной и западной России, т.1, N 177). Хранится этот крест в Тверском музее и значится как лопастицкий. Стоял он на берегу пролива, соединяющего озеро Лопастицы с озером Витьбино.
Аналогичный каменный крест хранится в Андреапольском краеведческом музее, который был найден на берегу Волкоты около деревни Торопово. До сих пор на пригорке возвышается большой каменный крест около деревни верхний Ополец, которая находится на границе Андреапольского и Холмского районов двух соседних областей - Тверской и Новгородской.
Наш рассказ поведал читателям о немых свидетелях древней истории нашего края. Хочется обратить внимание земляков вот на! что. Берегите эти памятники. Не давайте их разрушать, не разрешайте в них копаться несведущим людям. Знайте - в них покоятся корни человеческой жизни, нашей с вами жизни. Очень важно все городища, холмы и курганы, памятники из камня охранять от невежественной руки.