Как здорово, что все мы здесь...

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ

  «Всё течёт, всё меняется…» – сказал в своё время великий Гераклит из Эфеса и был, безусловно, прав. Вот и наша очередная, уже седьмая по счёту, поездка на Грушинский фестиваль, при всей своей похожести на предыдущие поездки, немало отличается от них. В первую очередь, из-за того, что изменился сам фестиваль.

   Нынешний XLI Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, проходивший в этом году на своём старом месте – на Мастрюковских озёрах под Самарой был объединённым.

   Целых восемь лет знаменитый песенный форум существовал как бы в двух лицах. После исторического раскола между организаторами фестиваля в 2006 году любителей авторской песни, в первые дни июля традиционно съезжающихся со всего мира на Самарскую Луку, встречали две независимые площадки – на Мастрюковских озёрах и на Фёдоровских лугах. Восемь долгих лет длились бесконечные судебные тяжбы и разбирательства. Восемь долгих лет не затихали в интернете споры на тему: кто «правильней» и круче – «Мастрюки» либо «Фёдоровка»? Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь осенью прошлого года, когда на высочайшем уровне было принято решение присвоить Грушинскому фестивалю статус «Национальное достояние». Статус этот, помимо всего прочего, предполагает ещё и достаточно приличное финансирование. Естественно, подразумевалось, что национальное достояние в стране может быть только одно. Сторонам ничего не оставалось как сесть за стол переговоров. Много ходило и ходит слухов о результатах этих непростых переговоров, о сопутствовавших им хитрых интригах и скандалах, о выигравших и проигравших, о припавших к вожделенной госкормушке и о кормушкой этой обделённых. Однако же итог этих переговоров налицо – «Груша» объединилась.

   Прямо скажу, меня, да и всех моих друзей, все эти закулисные интриги волновали мало. Мы как ездили все эти годы на наш родной Кольский Бугорок, так и продолжили на него ездить. Делить нам нечего. А песен, душевного тепла и радушия на фестивале хватит на всех.

   Что касается самого фестиваля, то он в этом году заметно изменился. Значительно больше стало сцен. Восемь официальных и не менее десятка самодеятельных сцен предлагали в этом году слушателям свой репертуар. Выбор стал больше, что не могло не порадовать любителей авторской песни. А их, между прочим, в этом году на объединённую «Грушу» съехалось более семидесяти тысяч.

   Ещё одним немаловажным, на мой взгляд, новшеством стало проведение в рамках фестиваля поэтического конкурса. Причём конкурса настоящего – с присуждением лауреатства и выходом на Гитару. Многие годы витала над фестивалем идея проведения такого конкурса. Ведь, действительно, получалась странная вещь – авторская песня базируется в первую очередь на хорошей поэзии, большинство значимых фестивалей авторской песни давно уже включили поэтический конкурс в свою обязательную программу, а самый главный фестиваль всё никак не мог раскачаться и признать поэтическую номинацию равноправной сестрой номинаций композиторской или исполнительской. И вот наконец сбылось! Надо ли говорить, что ваш покорный слуга, ни малой секунды не колеблясь, решил идти в конкурс?

   Поэтический конкурс проводился в три тура: первый и второй туры проводились отдельно от конкурса песенного, а третий тур, на котором, собственно, и определялись все дипломанты и лауреаты фестиваля, был уже объединённым и проходил на Главной сцене пред светлы очи достаточно многочисленного жюри под председательством легенды авторской песни и, между прочим, прекрасного поэта Александра Городницкого.

   Я выбрал для конкурса своего «Станционного смотрителя». Из более ста конкурсантов, стартовавших в первом туре, в третий тур было допущено пять. В том числе и я. Как мне потом рассказал один из членов жюри, выбор в итоге происходил между двумя стихотворениями – моим «Смотрителем» и стихотворением «Снайпер» московского поэта Тима Скоренко.

   В конце концов жюри посчитало, что «Снайпер», в котором речь идёт о сербско-боснийской войне, в свете последних украинских событий выглядит гораздо актуальней, и отдало пальму первенства ему. Таким образом, первым лауреатом Грушинских фестивалей в номинации «поэзия» стал Тим Скоренко – кстати, тоже житель нашего Кольского Бугорка и мой хороший приятель (наши с ним палатки стояли на поляне «спина к спине»). Я же, как вышедший в финал, довольствовался стопкой подарочных книг и фирменной маечкой от дирекции фестиваля.

   Ещё одной традицией, возрождённой на объединённом фестивале, стал футбольный матч «Сборная бардов мира – Сборная ветеранов "Крылья Советов" (Самара)». Я был приглашён в Сборную мира в качестве вратаря.

   Матч проводился в субботу, вскоре после третьего тура песенно-поэтического конкурса, и я, ещё не остывший от поэтических баталий, примерил на себя зелёную майку с номером «1», дабы принять участие в баталии футбольной.

  Из широко известных авторов за Сборную бардов мира играли Олег Митяев и Валентин Вихорев. За «Крылышки» на поле вышел Губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

   Выход на газон губернатора сопровождался буквально истерикой многочисленных папарацци, сбежавшихся к футбольному полю. Судья даже был вынужден на несколько минут приостановить матч. Но вот все, кто хотел сфотографировать высокое должностное лицо, сделали своё дело, и матч возобновился.

   Мяч тут же оказался у ног Меркушкина. Губернатор, недолго думая, подхватил его и двинулся к нашим воротам. Странное дело, но продвигался он, не встречая никакого сопротивления. Только что почти непроходимая защита нашей команды любезно расступалась перед неспешно бегущим футболистом в майке под номером «60». «Худо дело! – подумал я, глядя на приближающегося форварда «Крылышек». – Похоже, придётся пропускать…» Удар! Я, изогнувшись в грациозном прыжке, в последний момент убираю руку, и мяч влетает в сетку наших ворот.

   Тут же последовал новый приступ истерики у фоторепортёров. Меркушкина снимали с мячом, без мяча, на фоне ворот, из-за ворот, бегущим, идущим, стоящим, вытирающим трудовой пот со лба и пожимающим руку Олега Митяева, поздравляющего его с голом.

   Потом матч опять возобновили. Кстати сказать, на самом деле играет Меркушкин вполне прилично, что он и доказал, забив с игры ещё два мяча – на этот раз вполне трудовых, уже без всякой помощи со стороны противника.

   Основное время матча закончилось ничьёй – 6:6. Далее последовала серия пенальти.

   Когда к мячу подошёл губернатор, чей-то голос за моей спиной вкрадчиво произнёс: «Надо пропускать!» «А вот хрен тебе!» – подумал я и… пенальти взял. Первая серия пенальти закончилась тоже вничью. Далее пенальти били до первого промаха.

   Меркушкин подошёл к мячу во второй раз и классно пробил в правую от меня девятку. Гол! Наш футболист «ответил» ударом в штангу. Победа «Крылышек»!

  Послематчевая фотосессия по длительности и количеству фотографов наверняка затмила таковую на финальном матче закончившегося незадолго до этого бразильского мундиале. Потом последовало награждение. Всем участникам матча вручили памятные медали, а мне вдобавок, неожиданно для меня, – ещё и кубок «Лучшему вратарю матча».

   Так что какую-никакую, а награду я с фестиваля всё-таки привёз! 

   И всё-таки прав был великий Гераклит из Эфеса: «Всё течёт, всё меняется…» Незаметно протекли, пролетели восемь фестивальных дней. Сколько было спето, сколько выпито, сколько переговорено! Расставаясь, мы желали друг другу доброй дороги, хороших песен и, конечно, удачи. И договаривались вновь встретиться через год, в первые дни июля, на Мастрюках, на нашем славном Кольском Бугорке, на ОБЪЕДИНЁННОЙ Груше. Ведь бардам делить нечего – песен хватит на всех!

 

   На снимках: Кубок «Лучшему вратарю»; Я беру мяч после удара Меркушкина; Фото после матча. В центре: в белой майке – Н. Меркушкин, в красной – Олег Митяев, в зелёной – я.

<=