Ощущение рода

«Все меньше нас - зато жива Россия…»

Не учения, а война

   Перед войной Владимир Тиманцов жил с родителями, старшим братом и сестрой в доме возле тверского мелькомбината, где отец работал токарем. Когда он умер, в столовую комбината устроилась мать. Как-то встретившийся Владимиру во дворе механик предприятия Наумов предложил ему продолжить отцовское дело. Владимиру доверили обслуживать четыре рифильных станка, которые перемалывали зерно в крупу.

  После работы Тиманцов  играл в духовом оркестре «Мукомол», увлекался футболом. Ему даже посчастливилось участвовать в знаменитом матче с эмигрировавшими в СССР испанцами. В 1939-м Новопромышленный райвоенкомат призвал его на воинскую службу.

   - Часть ребят, в том числе я, попали на Черноморский флот. Здесь они, - Владимир Васильевич протягивает мне испещренную мелким почерком тетрадку:

   «Гусев Алексей Тимофеевич (у проходной керамического завода). Погиб на эсминце «Беспощадный».

   Новожилов Борис, улица Старо или Новобежецкая, учился в аэроклубе. Погиб на лидере «Ташкент».

   Зосимов Алексей Сергеевич, эсминец «Бодрый», после войны работал зам. директора К.Э.Т. (ТЭЦ-4).

   Савельев Николай Васильевич, «Бодрый», работал на ТЭЦ-4, пенсионер.

  Пушков Анатолий Гаврилович, Севастопольский экипаж, морская пехота, музыкант.

   Яльчиков Виктор, дер. Константиновка».

   Ниже списка краткий рассказ о боевом пути эсминца «Бойкий», на котором Тиманцов всю войну прослужил котельным машинистом. Экипаж - 315 человек. За время войны преодолено 40 тысяч миль. Отконвоировано 54 транспорта. Проведено более 80 стрельб по позициям противника. На «Бойкий» сброшено 300 вражеских бомб, выпущено по нему 14 торпед. Огнем своей артиллерии он уничтожил 9 батарей противника, 17 плавающих мин, истребил свыше полка пехоты. При отражении воздушных атак сбил 3 и подбил 2 самолета. Торпедой потопил транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн. Участвовал в высадке десантов под Одессой и Феодосией, в Новороссийской операции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943  года награжден орденом Красного Знамени.

   Много чего хранит память старого матроса:

   - 21 июня наш красавец «Бойкий» вернулся с учений на базу в Севастополь. Экипаж, как и положено, сделал генеральную приборку. Кто-то из матросов отправился в увольнение. Некоторые занимались на спортивных площадках у причала. Все, происходило как обычно. Правда, после отбоя забегали по палубе рассыльные. Около двух часов ночи ударили колокола громкого боя, извещая о «боевой тревоге». Один из кораблей на рейде дал трехразовый орудийный залп. Это означало «боеготовность номер один». Выбежав на палубу, я увидел: в свете прожекторов самолеты без опознавательных знаков сбрасывают мины на фарватер. В этот день нашему экипажу представили нового командира капитан-лейтенанта Годлевского.

   С первых дней войны Черноморский флот взял инициативу в свои руки, - продолжает Владимир Васильевич. - 26 августа отряд кораблей нанес огневой удар по главной базе румынского флота Констанца. Возник пожар на нефтеналивных сооружениях, складах. Но и мы понесли ущерб. При отходе наши корабли, развив скорость, пошли «на зигзаге». Это привело к потере параванов - устройств для обезвреживания мин. Лидер «Москва» угодил на мину и раскололся надвое. Много наших моряков погибло. Несколько десятков человек с раненым командиром Туховым, подобрали румынские катера. На лидере «Харьков» в котлах лопнули водогрейные трубки. Ход был восстановлен благодаря мужеству котельных машинистов Каирова и Гребенникова. Они заглушили неисправные трубки, за что получили ордена Красного Знамени. Несколькими днями позже под Севастополем подорвался эсминец «Быстрый». На нем служил мой калининский сосед Коля Пономарев. Я потерял его след. Родственники Николая покажут мне «похоронку» на него, полученную ими в октябре 1943 года. Тогда погибли сразу три «вымпела». Видимо, на одном был Пономарев. После войны я узнал и о трагической судьбе Тухова. Он бежал из немецкого плена, вступил в партизанский отряд и погиб в бою под Одессой 5 марта 1944 года…

<=

=>