Ощущение рода

Где зло, там Бога нет

   Путешествие по каменному музею настроило нас на философский лад. Разговор перестраивается на то, что «настало время собирать камни» для созидания новой России. Как убежден Наумыч, без духовных верований возродить страну невозможно. В своей «Заветной тетради» (дневнике) он размышляет:

  «Любое поведение индивидуума мотивируется мыслями, поступками, событиями. И наоборот - мысли, поступки, события определяют поведение индивидуума».

  «Прошлое вне нас - оно ушло. Будущее тоже не наше, потому что оно еще не наступило. Наше только настоящее, и надо использовать его с пользой для своей души, разума и для других людей».

   «Жизнь должна иметь содержание. Человек не должен полагаться на кого-либо. Он сам содержит свою жизнь, обеспечивая ее морально и материально, наполняя ее смыслом бытия по велению свыше и сознательно ее подчиняя интересам общества».

   «Человек индивидуален, создан по образу и подобию Божию. Но общество отбирает у него часть прав. Точнее, он вынужден их отдавать. Хорошо, если он попал в коллектив, где достойный лидер. Но часто бывает так, что он оказывается там, где лидер использует в своих целях и хорошее, и плохое, что есть в этом человеке. Такой лидер одержим мыслью прибрать к рукам чужое. Собственность, интеллект, мысли и здоровье. И чем больше человек отдает этому лидеру, тем больше последний наглеет, становится круче в своих умственных намерениях. Библейское изречение «не сотвори себе кумира» тысячу раз верно».

   «Неудача сильней удачи. Почему? Потому что одна единственная неудача может разом перечеркнуть все удачи, непросто доставшиеся за время жизни. Вроде бы счастливая жизнь, а потом - авария, смерть. Неудача - одна против множества удач, и она, увы, побеждает. Как горестно это сознавать! Одно утешает, это действительно только для земной жизни».

   «Мысли, как вода в полноводной реке. Иногда они гасят радость бытия, порождают безысходность. Почему? Потому что сбился с пути духовного и мирского. Это путь определяется в молодости, но молодой человек имеет еще мало опыта. Для него важно, чтобы на перекрестках жизни стояли «регулировщики», которые помогали бы не сбиться с пути. Когда выясняется, что они указали неверный путь, бывает поздно изменить курс - жизнь уже прожита».

  - В чем наша особенность…Мы по-прежнему советские. Привыкли надеяться на государство. Во главу угла ставим совесть, мораль. Не умеем присваивать и осваивать собственность. Какая-то внутренняя виноватость   гложет нас за индивидуализм. И вряд станем другими. А потому я прихожу к выводу:  новая столыповщина у нас вряд и получится. Но если объективно сказать, больше всего зла доставляем себе, конечно, мы сами, чем кто-то со стороны. Пьянствуем, ленимся, видим в других людях причину собственных неудач, не желая оборотиться на свои недостатки, - рассуждал он. - А там, где зло, там Бога нет. Это и в наставлениях преподобного Серафима Саровского записано:

   Черные тучи предвещали скорую грозу, но в душе моей после общения с Наумычем было солнечно. Усматривая мелькающие по сторонам большака разного размера и разных пород камни, я представлял их посредниками между Солнцем и Землей. Ведь они принимают в себя не только низвергающуюся сверху космическую энергию света и жизни, но и энергию холода, тьмы и смерти из земных глубин.

   …По осени в Хотилицах открылась часовня в честь священномученика Серафима (Чичагова) митрополита Петроградского. Серафим был сподвижником заступника за Веру принявшего мученическую смерть патриарха Тихона, родившегося недалеко от Хотилиц, на торопецкой земле.

   Выступая на открытии часовни, Наумыч с чувством говорил:

   - Она построена для нас, и старого, и малого. Все мы нуждаемся в духовном росте, очищении и воспитании нашего духа. Хотелось бы верить, что наше сегодняшнее духовное единство в общем деле не будет завтра забыто, и это место станет важным для каждого сельчанина, для каждого из нас. Прошу принять в дар часовне старинную намоленную икону…

   Подумалось: живет вот человек наполненной, содержательной жизнью - в тяжелых физических трудах и преодолениях, в духовных исканиях и благородных устремлениях, и, кажется, нет на свете такой силы, которая способна вышибить его из «седла».

2011 г.

<=

=>