Ощущение рода

   Потапов чуток к новизне. Компьютер в его кабинете появился еще тогда, когда и речи не шло о компьютеризации школ. Осваивал его Геннадий Николаевич по самоучителю, и владеет им сейчас как заправский программист. Впрочем, это не мешает ему к нововведениям относиться с осторожностью:

   - Мы не закостенелые ретрограды, понимаем, что жизнь другая, люди другие. И школа, естественно, нуждается в изменениях. Однако непозволительно рассматривать ее как некую коммерческую лавку, а учителя как предприимчивого продавца знаний. Образование не должно быть оторвано от нравственности. Его предназначение - исполнять не только образовательную, но и воспитательную функцию. В такой системе координат учитель - не просто передатчик информации. Он - творец, дающий детям высокое представление о цели жизни…

   В дверь кабинета заглянула заместитель директора по воспитательной работе Наталья Николаевна Смирнова:

   - Геннадий Николаевич, народ собрался. Пора начинать.

   Красочно оформленный актовый зал школы был забит до отказа выпускниками разных лет и учащимися. После официальной части - выступления Г. Н. Потапова, главы Ворошиловского поселения Н. Н. Рыченковой, представителей районной власти, почетных гостей началось литературно-музыкальное представление, в которое вписался рассказ об истории школы.

   Начало школе было положено в 1885 году. Тогда в сельце Отолово на средства местного помещика и взнос от Осташковского уездного земства открылась церковно-приходская школа. Строили ее рабочие из Осташкова. Помогали им крестьяне из деревень Москва и Суханы. В школе изучались Закон Божий, церковно-славянский и русский язык, арифметика, чистописание. Занятия начинались 6 октября по старому стилю, заканчиваясь 6 апреля. Видимо, школьный календарь строился с учетом сельскохозяйственного цикла. В 20-30-е годы начали открываться школы в Осечно, Залуковье, Октябрьском, Перелазе, Заборье, Гарях, Нелегине. Накануне 1926-1927-го учебного года школу из Нелегина перевели в Пялино, где она расположилась в даче двоюродных сестер помещика Квашнина. Когда же в 1970 году в Ворошилове было построено типовое школьное здание, Пялинская школа поменяла прописку и название (стала Ворошиловской). В школе работало много опытных педагогов. Супруги Лебедевы - Анатолий Петрович и Анна Васильевна. Супруги Быстровы - Ольга Александровна и Федор Николаевич. Анна Степановна Фадеева, Наталья Васильевна Смирнова, Зинаида Александровна Смирнова, Валентина Дмитриевна Баканова, Елена Ивановна Лисина, Раиса Григорьевна Румянцева, Валентина Арсентьевна Никитина, Алексей Августович Самаст, Николай Васильевич Ивакин, Антонина Кузьминична Петрова… Давая детям крепкие знания, педколлектив проявлял себя в культурной сфере. В музее сохранилась статья И..И. Смирнова, где рассказано, как ходили учителя за пять километров из Пялина в Ворошилово на репетиции концертов.

   Глядя на взволнованные лица учителей и учеников, слушая то, о чем они  говорили, я думал: родные мои, сознаете ли вы, что здесь, в униженной русской глубинке, проходит передний край русской обороны? Ведь от того, сохранится ли деревня, зависит судьба России. Возьмет ли она в будущее национальные традиции и крепкие моральные устои или бесповоротно скатится в русло вырождающегося либерального традиционализма, который навязывает нам Запад. А еще я думал, что патриотизм рождается лишь в том случае, если человек своими делами и помыслами сливается с родной землей. По этому кодексу жил Иван Иванович. Следует ему и Геннадий Николаевич со своими коллегами, большинство из которых выпускники этой школы. И пусть сколько угодно терзают наше школьное образование заемными коммерческими «инновациями», сельская школа не откажется от главной своей функции - не просто сообщать детям знания, а воспитывать национально мыслящих граждан.

  Двухчасовое представление закончилось, народ начал расходиться. У дверей задержалась немолодая женщина:

   - Не узнаете? - спросила она, обращаясь ко мне и, заметив мою нерешительность, добавила: - Ивакина…

   Я вспомнил супругов Ивакиных тридцатилетней давности - веселого вихрастого баяниста и симпатичную медсестру.

   - А…Николай… как он? - поинтересовался я.

   - Коля умер…

   Мы немного поговорили со Светланой Анатольевной (ее внучка Вероника учится в Ворошиловской школе) о минувшем, и она ушла, оставив в моем сердце еще одну занозу. Не остывший от торжества, Геннадий Николаевич, вернулся в свой кабинет. Наш разговор продолжился, перейдя к заботам отнюдь не праздничным. Беспокоили директора две вещи - ремонт школы, построенной еще в 60-е годы, и сохранение контингента учеников (сейчас в школе 50 учащихся, плюс 15 ребятишек в детсадовской группе). Первая проблема вроде бы решилась. Для ремонта обещано 5 миллионов рублей. А вот перспективы решения второй проблемы Геннадия Николаевича тревожили:

   - У нас, Валерий Яковлевич, почему-то говорят большей частью о вторичном. Мол, умрет школа, умрет и деревня. Но мало кто затрагивает первичное: чтобы школа сохранилась, нужно, чтобы развивалась экономика села.. Частный бизнес проблему не решит. А у местной власти нет финансовых возможностей. Получается замкнутый круг.

<=

=>