Проза

САШКА   ПЕТЬ   БУДЕТ ?

Молодость, ты как времени замок,

И захочешь - не взломаешь,

Чтоб прожить еще разок!

     (Из песни группы «Рождество»)

    В то время, о котором я хочу рассказать, для нас, выпускников школы, выбор профессии вовсе не зависел от толщины родительских кошельков. Родители нас не толкали, самое большое – советовали, но мы шли учиться туда, куда указывала судьба. Иногда этот выбор был удачным и на всю жизнь, а иногда и нет, но это уж как кому повезёт.

      Вот так и я. После окончания восьмилетней школы решил – буду артистом. А как же иначе! Я был самым активным участником школьной самодеятельности. А если учесть, что и одним единственным мальчиком в ней, то по нынешним меркам – «звезда» да и только!

     Чувствовал ли я себя «звездой»? Конечно же, нет. Но мне очень льстило, когда читал объявление о том, что в леспромхозовском клубе в субботу будет концерт школьной самодеятельности, зрители окрестных деревень спрашивали: «А Сашка петь будет?» Видимо, Сашкино пение им очень нравилось, и я, естественно, старался оправдать их доверие. И пел. Мне сейчас трудно сказать, хорошо ли это было и как выглядело вообще всё это действо, но я пел. О, с каким вдохновением я пел!

     В то время мне казалось, что для полного антуража мне не хватает гитары… И мать её купила. За целых пятнадцать рублей, при учёте её заработка – десять рублей в месяц. Восторг неописуемый! Эту гитару я лелеял, как мог, хотя играть на ней не умел совершенно. Но я выходил на сцену с гитарой в руках и что-то изображал невообразимое. Одноклассницы-девчонки писали в штаны, а все остальные зрители с восторгом аплодировали моему незамысловатому пению.

     Ну так куда же поступать и на кого учиться?! Только в музыкальное училище и только петь! Еду в Калинин, нынешнюю Тверь, нахожу адрес музыкального училища, сдаю документы, и вот я абитуриент. Всё казалось таким простым: завтра или послезавтра спою какую-нибудь песню, со мной побеседуют – и я студент! Учусь музыкальному искусству! Но оказалось не всё так просто, как казалось. Несмотря на эту тавтологию, тогда это выглядело именно так. Пришёл, увидел, победил – не получилось.

     Среди желающих поступить были юноши и девушки достаточно подготовленные, окончившие музыкальные школы, изучившие музыкальную грамоту, сольфеджио, в конце концов, нотную грамоту.

      И я. Я, который музыкальную грамоту постигал на деревенских посиделках, где подвыпившие бабёнки без какого-либо музыкального сопровождения унылыми голосами запевали: «Ой, цветёт калина в поле у ручья…». Это в лучшем случае, а иногда звучало и другое: «Виновата ли я, виновата во всём…».

     Экзамены я не выдержал, провалил начисто. Таких, как я, было много, но все мы твердили одно: «Завалили». Тогда нам не приходила в голову мысль – для того, чтобы петь, нужны как минимум три составляющих: голос, слух и желание. Ничего не хочу говорить о других, но у меня из всего этого было только желание, и его оказалось мало.

     Итак, попытка поступить в музыкальное училище закончилась ничем. Что же делать? Как быть? Оставалось одно – подать заявление в девятый класс. Тогда после окончания восьми классов дальнейшее обучение в средней школе продолжали  как-то немногие, лишь очень целеустремлённые. Я им не был.

     Но что-то делать надо. Сдаю документы в 9 класс Андреапольской средней школы. Радуюсь, что здесь меня не заставляют петь, не проверяют чувство ритма, а сразу зачисляют в ученики одного из вновь набранных девятых.

     Начало учебного года. Заходим в класс, садимся за парты как кому удобно. Входит учитель(ница). И сразу с места в карьер утробным голосом загнанной лошади кричит: «Ну-ка сели за первые парты!!!». От крика она охрипла, а я от такой встречи до ужаса испугался, до сих пор на меня никто не кричал. Позже я не раз слышал отзывы о ней, как о хорошей учительнице, но тогда эта встреча ввела меня в полный ступор, из которого я так и не вышел. Даже когда видел её в коридоре, мне становилось если не страшно, то точно не по себе.

     После такой встречи я полностью отупел и ничего не мог воспринять из того, что она говорила. Другой учитель на меня, отупевшего, перестал обращать внимание вообще. И я затосковал, понимая, что учёба не пошла. Тоска, неописуемая тоска.

     В то время, мы, пришедшие из сельской местности, жили в школьном интернате, который располагался в так называемой «зелёной» школе, имеющей место быть и сейчас. К сожалению, сегодня там ничего нет, а раньше на первом этаже учились первоклашки, а на втором жили мы. Наверное поэтому, когда я время от времени прохожу мимо школы, какая-то неописуемая грусть нет-нет да и скуёт сердце.

     Возвращаясь к моим школьным будням того времени, и сегодня нельзя забыть эту неописуемую тоску, которая завладела тогда всем моим существом. Не радовало ничто. Ни осень, нарядно бушующая за окном, ни такие же, как я, ребята… Ничто. Тоска.

     И вот в один из таких тоскливых осенних вечеров я стою возле открытого окна на втором этаже в классе самоподготовки. За окном темнота. Еще не опавшие, сухие и потому шуршащие от ветра листья лип. Одинокие огоньки от света электрических ламп, которые еле-еле отражаются в реке. Темнота и тоска.

     Мне было не до физики и математики, и вообще не до этой школы, которая не приняла меня, и которую не люблю я. В памяти возникли слова песни:

Город ночной окунулся во тьму,

Арки мостов в сказочном сне…

     Если во мне в то время была какая-то душа, то я всю её, без остатка, вложил в слова этой песни. Я смотрел в темноту, на тот берег Западной Двины, на мост, соединяющий берега, и пел, забыв про тоску, время и, может быть, даже про себя.

     Я не мог петь бесконечно, любая песня когда-нибудь заканчивается, закончилась и моя. Наступила тишина. В класс самоподготовки зашла наша воспитательница. Сейчас я не могу сказать, красивая она была или нет. Тогда мне было не до того, чтобы оценивать женскую красоту, но я до сих пор помню её роскошные длинные волосы цвета тонкой-тонкой меди, распущенные по плечам. Наверное, она была красивой.

     – Кто это сейчас пел? – последовал вопрос.

     Все присутствующие молчали, глядя на меня. Делать нечего – пришлось признаться, что в этом безобразии надо винить меня.

     На следующий день наша воспитательница пригласила в интернат моего классного руководителя, и они совместно со мной решили, что меня надо отдать в музыкальную школу для обучения.

     Судьба распорядилась так, что я не закончил не только музыкальную школу, но и среднюю андреапольскую. И уж потом, окончив два университетских факультета, я время от времени, хотя и себе под нос, пою:

Город ночной окунулся во тьму,

Арки мостов в сказочном сне…                                                                  

Александр Павлов

<=