Публицистика

РУССКАЯ  АГАТА  КРИСТИ

   Пока заумники изощрялись в «постмодернизме», Александра Маринина со своим нехитрым слогом заняла своё место в современной русской литературе, удостоившись неофициальных званий «королевы детектива» и «русской Агаты Кристи», у которой заимствовала эффективный прием – тщательную проработку персонажей второго плана. А ее Шерлоком Холмсом стала сыщик-аналитик Настя Каменская. У Марининой бросаются в глаза четыре особенности.

    Первая – непроработанность и даже  оборванность некоторых сюжетных линий. Этим Маринина подчеркивает, что детектив для нее – удобная форма, а содержание – живая жизнь, в основном московская.

   Вторая. У нее честные люди оказываются бессильны повлиять на эту самую жизнь.

   Третья. В ее творчестве значительное место занимает музыка и музыканты. В романе «Посмертный образ» мы находим интереснейшие новые трактовки старых сюжетов и образов.

  Четвертая. Несмотря на законченность каждого романа, они вместе образуют то, что иногда называют «метароманом» или «суперроманом».

   Так, в восьмом ее опусе «Черный список» появляются Стасов, Томилина, Ирочка Милованова, которые действуют и в последующих сочинениях. В их жизни происходят разные события, в судьбах – перемены. После милицейской службы Стасов организует свое детективное агентство. В романе «Жизнь после жизни» вышедшая  на пенсию Настя Каменская приходит к нему на работу и раскрывает запутаннейшее преступление, впервые получив приличные деньги за работу.

  Чаще образы Марининой органично вписываются в «метароман», но иногда нет. «Замена объекта» с участковым Дорошиным на фоне остальных кажется почти провальной. Слабоваты «Пружина для мышеловки», «Каждый за себя», заурядны «Чувство льда» и «Всё не так». Но и в них встретишь и отточенные до афористичности мысли, и ценные жизненные наблюдения. Иногда мы замечаем как бы зародыш другого произведения в тексте. В несколько сюжетно перегруженном «Украденном сне» читаем: «Человеку легко внушается, что у него нелады с психикой». Эта идея реализована в романе «Я умер вчера», часть которого может служить учебным пособием по сектологии. А роман «Когда боги смеются» можно понимать как развёрнутый комментарий к заповеди «Не сотвори себе кумира». Роман «Шестёрки умирают первыми» А.Генис назвал «знаковым для русской литературы». И что там страшнее: образ хладнокровной убийцы Киры Левченко или сентенция Насти Каменской, что женщина – мать и домохозяйка - это «клуша» опустившаяся - каково?- судите сами. Многое и многих мы найдём у Марининой: и изящных авантюристок, и психов-человеконенавистников, и жалких неудачников, и живописных «братков» разного пошиба, и тайных агентов подпольных организаций, и любовь, и измены, и предательства, и успех, и крах, и успех хуже краха, и крах, ведущий к успеху. Маринина настолько хорошо знает жизнь, что почти всё ей ведомо и художественно подвластно. Мы прочитаем и о погибшем советском, и о блуждающем в идейной неопределённости российском обществе, суеверном, суетно – религиозном, но по сути безбожном.

  Почти каждое произведение писательницы Марининой (в жизни – бывший работник милиции Марина Алексеева) может послужить темой для особого разговора. Она смотрит на реальность хладнокровно, трезво, печально. Но она не впадает в беспросветный пессимизм: её  герои, несмотря ни на что, честно делают своё дело. Последуем же их примеру. Ведь помимо ничего хорошего не сулящего завтра есть ещё и таинственное послезавтра. До «конца света», может, ещё миллиард лет.

М. Никоноров

<=