Крылатой гвардии сыны

Боевое крещение

   В историческом  формуляре Гвардейского  истребительного авиационного Ленинградского ордена Кутузова третьей степени полка есть лаконичная краткая запись о первых днях становления воинской части: «В период с 23 по 26 января 1940 года из частей 2-й авиабригады (11-го и 24-го истребительных авиаполков) был сформирован полк, получивший наименование: 153 истребительный авиационный полк». С тех пор минуло более полувека. За это время авиаполк прошел славный боевой путь, оставив заметный след в истории Вооруженных Сил нашей Родины. Ратные дела крылатых соколов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, а в мирное время в охране воздушного пространства над столицей России — городом Москвой были много раз заслуженно оценены правительством...

   А пока наш рассказ о тех далеких днях, ставших историей, когда на аэродром Кубинка Московской области была доставлена первая партия новеньких, прямо с заводского конвейера, самолетов И-1 53 «Чайка». В спешном порядке молодые летчики осваивали новую технику — страна очень нуждалась в ней. Уже несколько месяцев Советский Союз вел военные действия с Финляндией, вызванные тем. что финская сторона отклонила предложение Советского правитель­ства заключить договор о взаимопомощи, отказалась участвовать в системе коллективной безопасности от надвигающейся фашистской угрозы. Вся тяжесть работ по формированию нового полка легла на плечи только что назначенных командира части полковника Кузьмы Александровича Катичева, военного комиссара полка, батальонного комиссара Ивана Александровича Валуйцева, начальника штаба полка майора Савелия Дмитриевича Кузьмина. Это были опытные, боевые офицеры, специалисты высокого класса, а вот летный состав в основном укомплектовывался за счет молодых летчиков, имевших средний налет на самолетах 50-70 часов.

   153-й истребительный полк 15-й воздушной армии Северо-Западного фронта в середине февраля 1940 года совершил перелет через аэродромы Едрово, Горелое, Лодейное Поле, Нурмалицы на аэродром Каркку-Лампу, что близ советско-финляндской границы, откуда сразу же после прибытия начал проводить боевые вылеты для поддержки с воздуха наших сухопутных войск, выступавших против финской армии.

   Из сохранившихся официальных сведений известно, что даже за тот короткий период боевой работы на северо-западной границе полк нанес ощутимый урон финнам. Авиация противника была мало­численной, поэтому в воздушные схватки с врагом нашим истребите­лям вступать не приходилось. Они использовались, главным образом, как штурмовики и разведчики. Нашим «Чайкам» также приходилось сопровождать   советских   бомбардировщиков   в   глубокий   тыл   для нанесения бомбового удара. С 23 февраля по 10 марта авиационный полк произвел 1064 боевых вылета. Общий боевой налет составил 1115 часов. За это время авиаполк не допустил потерь ни в личном составе, ни в технике. Правда, пробоины ипрочие повреждения самолетов  от вражеских зениток были.

   Уничтожающие атаки наших штурмовиков были очень ощутимыми для финской армии. Несколько раз командующий 1 5-й армии Северо-Западного фронта объявлял благодарности летчикам за поддержку с воздуха, подавление огневых точек и боевых порядков войск противника. И действительно, наши летчики, пренебрегая сильным огнем зениток, бесстрашно штурмовали скопления войск врага, проявляли выдержку, хладнокровие, взаимную выручку.

   Самоотверженно трудились в те дни техники и младшие авиаспециа­листы. При сильных морозах зимой 1940 года они. не покладая рук, отдавали все свои знания, силы, энергию, чтобы быстро и качественно обслужить самолеты, отремонтировать поврежденные машины, добивались, чтобы наши «Чайки» работали безотказно. Правительство высоко оценило боевую работу молодого полка на советско-финляндской войне, наградив орденами и медалями 31 летчика и техника.

   Так что первое боевое крещение, которое получил 153-й истреби­тельный авиаполк в те далекие морозные февральские дни, было непростым. Не случайно личный состав авиаторов решил ежегодно 23 февраля отмечать как день своего рождения, так как к этой дате было завершено формирование авиаполка, осуществлены первые боевые вылеты. В этих боях зародились и первые боевые традиции авиаполка — дисциплинированность, готовность к преодолению трудностей и опасностей во имя победы над врагом.

 

<=

=>