Крылатой гвардии сыны
В хмуром небе
блокадного Ленинграда
Я — просто летчик, не поэт.
Хоть рифмой склонен увлекаться.
Но, видно, мне на много лет
Придется с рифмами расстаться.
Но верю, солнце над Москвой
Блеснет победными лучами.
И коль останусь я живой.
То вновь займусь тогда стихами.
Летчик Р. Лоренц. (1941 г.)
Великая Отечественная война застала авиаполк на аэродроме Кексгольм в непосредственной близости с советско-финляндской границей. Входил он в состав 5-й САД ВВС 23-й армии Северного фронта, который в начале войны был разделен на Карельский и Ленинградский. К этому времени полк имел на вооружении 73 самолета, из них большее количество (61 машина) составляли уже неплохо себя проявившие в войне с финнами И-153 «Чайка». Кроме этого в боевой работе использовались три самолета И-16 и девять недавно освоенных МИГ-3. Списочный состав авиаполка насчитывал 228 летчиков, инженеров, техников, механиков и младших авиаспециалистов.
1941 год. Летчики (слева направо): Б. Милехин, П. Кирсанов, А. Боробанов, А. Никитин,
А. Петрин, И. Трубицын, В. Карпухин, М. Лобанов около самолета МИГ-3.
Основным театром военных действий Ленинградского фронта были плацдармы на подступах к северной столице нашей Родины — Ленинграду. 153-й ИАП воевал на южном участке фронта в районе Пулково, Колпино, Мга.
В целях рассредоточения боевой техники в июле 1941 года вылеты истребителей осуществлялись не только с основного аэродрома. Двумя эскадрильями полк действовал с запасных аэродромов Саккола и Пети-Ярви. Изменяющаяся на фронте обстановка заставила авиаполк в августе перебазироваться в Рауту, затем в Лехтимется. Касимово. Отдельные эскадрильи вели боевую работу с ряда других аэродромов.