Крылатой гвардии сыны

РЖАВСКИЙ  Никита Харитонович

 

 

Родился в 1916 году.

   Жители села Первомарьевка Донецкой области, где вырос Никита Ржев­ский, свято чтят память о своем земляке. Он навечно  зачислен в списки членов колхоза, в хозяйстве в память о Герое установлена мемориальная доска. К де­кабрю 1941 года Н. X. Ржавский уже произвел 282 боевых вылета. 283-й ока­зался последним в жизни отважного летчика.

 

 

 

 

   А вот что писали наши газеты в те дни о результатах налета на аэродром Сиверская: «От Советского информбюро (утреннее сообщение 14 октября 1941 года) ...активно действовала на фронте наша авиация. Группа летчиков под командованием лейтенанта Родионова разбомбила вражеский аэродром, на котором сожжены 9 немецких самолетов».

   В один из последних дней августа лейтенант Н. Ф. Макаренко вел воздушный бой с численно превосходящими силами противника. Его самолет был сбит и упал вместе с пилотом в Ладожское озеро. Макаренко чудом остался жив. он сумел выбраться из затонувшей машины, доплыл до берега, где его подобрали наши. На другой день летчик вновь  вылетел громить фашистов.

   9 октября эскадрилья лейтенанта Родионова получила задание разгромить аэродром противника Майсниеми. С рассветом летчики вылетели на задание. Уже далеко позади осталась линия фронта, самолеты уверенно идут к цели. Расчет командира оказался точным. Наши самолеты вынырнули из облаков как раз над аэродромом. Стена заградительного огня возникла перед отважными соколами, но было уже поздно. Искусно изворачиваясь от множества разрывов зенитных снарядов, наши истребители начали бомбить цель. После бомбомета­ния и штурмовых атак было уничтожено 10 фашистских самолетов.

   Этот налет на аэродром бы л поистине героическим подвигом. Ведь объект находился в глубоком тылу врага, охранялся десятью батареями зенитных пушек и восемью пулеметами. В бою участвова­ли кроме Родионова, старший лейтенант Цурицкий младшие лейтенанты Ржавский   Киспяков    Безродный.  Мухин.

   С сентября по март 1942 года авиаполк в полном составе выполнял боевые выпеты с аэродромов Касимово и Н овая Деревня. Г. К. Жуков, который в те дни непосредственно руководил обороной Ленинграда, писал что для нас потеря этого города во всех отношениях была бы серьезным осложнением стратегической обстановки. В случае захвата города врагом нам пришлось бы создать новый фронт, чтобы оборонять Москву с севера. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский фпот. Все это и обусловило крайнюю ожесто­ченность и напряженность борьбы за Ленинград. Чтобы овладеть Прибалтикой и Ленинградом, гитлеровское командование бросило в наступление крупную массу своих войск — группу армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Осенью 1941 года положение Ленинграда было крайне опасным. Он оказался в кольце вражеских войск. В деблокировании города в составе войск Ленинградского фронта и пришлось принимать самое активное участие 153 истребительному полку. С декабря полк прикрывал Военно-Ладожскую дорогу, по которой доставлялись боеприпасы и  продукты в город Ленинград, эвакуировалось  население.

   В течение восьми месяцев летчикам авиаполка приходилось производить по 7-8 и более боевых вылетов ежедневно, причем задачи перед ними ставились разнообразные: перехват воздушного противника, разведка, сопровождение бомбардировщиков, патрули­рование, штурмовка и бомбардировка войск, аэродромов и других стратегически важных объектов гитлеровцев. Нашим пилотам в боях за Ленинград приходилось вести воздушные бои. как правило, с превосходящими силами противника. К тому же. немецкая авиация в это время была оснащена новейшими скоростными истребителями ME-109 и ME-109 «Ф».

<=

=>