«Слова, словечки, фразочки…»

   Дню родного языка был посвящен театрализованный урок, подготовленный библиотекарем Аксеновского сельского филиала и преподавателем русского языка Скудинской школы.

   Библиоученики «перенеслись» в Древнюю Грецию и узнали, как относились к языку в давние времена, посмотрев инсценированную притчу об Эзопе и языке:

   "Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить для них самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка".

   Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

   В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

   Эзоп опять пошел покупать языки. Все этому удивились.

   Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: "Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?".

   Путешествие во времени и пространстве продолжилось для ребят телепортацией в итальянский город Верону и знакомством с современными Ромео и Джульеттой. Увиденная пьеса-переделка на современный лад заставлила их задуматься о чистоте и красоте языка.

   Ребята согласились с рассуждениями Эзопа, равно как и с тем, что язык необходимо любить и беречь, а не засорять, как это делают современные Ромео и Джульетты.

   Затем, разделившись на две команды, ребята выполняли различные интеллектуальные задания: составляли предложения из заданных слов, устанавливали, в какое время суток присходит действие в стихотворении, и другие.

   Все свое красноречие применили и ведущие мероприятия. Что такое "стрекаша" детям объяснили. Про "шелгун" рассказали, а "шелгушку" с сушеными яблоками даже показали. Из "забытых" слов самым трудным оказалось слово "безешка". Хочется верить, что ребята запомнили его значение. В старших классах с ним встретятся, когда Гоголя будут читать.