Статья Е. Мировой из газеты "Андреапольские вести"

Возвращение

Вес события

    В АНДРЕАПОЛЕ Владимира Дмитриева знали многие. Но многие ль ценили?

   У нас так повелось: местные таланты не почитаем. Упиваясь гордыней, дар ближнего считаем пустячной блажью. Применяем заведомо критический подход. Обрекаем к поискам признания на стороне.

    Оттуда возвращение Владимира Дмитриева в Андреаполь вышло поистине триумфальное. Правда, посмертное. Обеспечили его друзья, добрые знакомые (опять-таки не мы, его ближайшие земляки). Из Андреаполя разве что краеведческий музей в лице директора Валерия Линкевича внёс свой скромный вклад в крупное общее дело.

    Оно было явно трудозатратным, в денежном выражении - отнюдь не дешёвым. Без спонсорских усилий, без большой коллективной работы ни за что не воплотилось бы в событие, заметное в творческой среде Твери: здесь в городском музейно-выставочном центре на улице Советская месяц (в апреле-мае) демонстрировалась выставка художника Дмитриева.

    Попутно свету явился альбом с работами Владимира, с воспоминаниями о нём, с его фотографиями. С биографией, наконец, кратко поместившейся в родных нам с вами границах: от Великого Села вначале (здесь Владимир родился) до нашего городского кладбища - в конце (сюда родственники из Твери привезли перезахоронить безвременно скончавшегося в 2005-ом своего сына и брата).

    ДМИТРИЕВ ушёл из жизни в возрасте едва за 50. Очевидцы свидетельствуют, что при нём на тот момент не оставалось ни одной из работ. А написать он успел великое их множество!

    Создавал полотна будто бы играючи, легко. «...Писал, как жил. Жил, как писал», - найдём о нём в воспоминаниях. Его большое наследие расселилось-рассеялось буквально по всему миру. Осело, в том числе, в частных коллекциях за рубежом, частично хранится у друзей Владимира. Крохотной долей располагает Андреапольский музей (живопись, керамика, наброски, эскизы). Несколько фоторепродукций произведений Дмитриева из здешних фондов пополнили содержание альбома.

    На взлёте творчества масштаб Андреаполя ради возможной выставки для Дмитриева -члена Союза художников СССР (РФ) был, конечно же, мелок. Он тогда представлял полотна в Твери, Москве и там находил признание среди лучших. «...Его творчество - одна из самых достойных страниц в изобразительном искусстве Твери», - прочтём в вышеупомянутом альбоме.

    ИСКУШЁННЫЕ знатоки утверждают: «...На его работах нет ни тени парадности, отображена Россия, её провинция». Её у Дмитриева олицетворяет именно родной Андреаполь и очень часто-домик матери, писавшийся художником в разные времена года, суток, буквально со всех сторон. Совершенно очевидно, что сделавшая его высоким художником Тверь по-человечески так и не сделалась ему столь дорогой, как наши знаковые местечки. Как мост через Западную Двину с улицы Красная Ветка к больнице, например, с обоих берегов воссозданный и узнаваемый на многих пейзажах, в набросках.

    Часть его работ прямо так и называется: «Утро на нашей улице», «Вечер на нашей улице» и т.п. С чувством отмечается, что эту простую жизнь Владимир любил прописывать в подробностях, в деталях. Рядом с героями его работ крутятся их собаки, мостятся на заборах коты, по-над всеми кружатся птицы. Андреапольская мартовская, апрельская весна передана им солнечною и в непогодье. Друзья пишут, что ему удавалось достигать «... предела трогательности».

    НЫНЕШНИЕ авторы выставки художника, его альбома несколько экземпляров последнего передали в Андреаполь: родным Дмитриева, в музей, в библиотеку. Родилась идея презентации этого замечательного, на любой взгляд, издания. Задумка была осуществлена однажды в мае в городской библиотеке (на снимке).

    Здесь многие из собравшихся припомнили, что знали Владимира лично, чего не могли сказать о его творчестве, о работах. Похоже, их в Андреаполе осталось действительно считанное число.

    Тон встрече задал Валерий Линкевич. Поддержали наши художники (на снимке один из них-Павел Урсу рядом с сестрой Дмитриева).

    Альбом тут же получил большой спрос. Его передавали из рук в руки. Листали, всматривались. Любовались. Восхищались. Горевали о раннем конце столь заметной судьбы: красивой, но противоречивой. Сошлись во мнении, что Дмитриев на своих полотнах отобразил целую андреапольскую эпоху!

    ЭТА наша и его общая жизнь передана в главной манере Владимира - в холодновато-серебристой живописи, а та как бы светится изнутри, отдаёт перламутром. Может быть, местные камни наворожили ему такие краски (друзья вспоминают - он любил их рассматривать, их оттенки часто использовал в работах). Может быть, присущее андреапольским местам настроение внушило ему «философию одиночества», сделало вечным странником, вело к православию, обрекло на губительный порок.

    Все ответы - в его работах. Альбом их репродукций предваряет вот какое вступление: «...Эта книга - плод усилий десятков людей: друзей и ценителей его необычного дарования... Дань памяти замечательному художнику и человеку».

    Е. МИРОВА.