Услышать музыку сфер
Исследования показали, что при проведении как индивидуальных (пациент – психотерапевт), так и групповых сеансов песенной арт-терапии, в ходе занятий наблюдались: релаксация, замедление и синхронизация дыхания, возрастной регресс, утрата чувства времени. По окончании занятий участники отмечали отсутствие усталости, хорошее настроение, ощущение внутреннего комфорта, исчезновение головной боли. В последующем возникало устойчивое улучшение настроения, появлялось чувство облегчения, душевного комфорта.
Было отмечено, что в арт-терапии авторская песня, являясь катализатором самосознания, способствуя преодолению шаблонов, установленных обществом, и реализации своих, глубоко индивидуальных способностей, становится уникальным средством поднятия самооценки, снятия депрессивных состояний, преодоления ситуативной отчуждённости1.
Наука к и б е р н е т и к а утверждает, что оптимальный режим функционирования и развития любой сколь-либо сложной системы – отнесём сюда и человека, и общества, да и, пожалуй, весь мир – возможен только через системы с налаженной обратной связью, то есть, через диалог. А для этого должна быть развита культура диалога. Авторская песня, как ничто другое, подходит на эту роль.
Булат Окуджава: «Мы должны думать о душе и о духовной жизни нашей... Мы должны общаться: общение очищает. Вот авторская песня – это одно из средств общения людей друг с другом».
Дмитрий Сухарев: «Ни к чему будет всё хвалёное совершенство поэзии, музыки и исполнения, если авторская песня перестанет смотреть в глаза».
Немалым достоинством авторской песни является её доступность для восприятия и исполнения любым человеком. Даже песни со сложной гармонией легко адаптируются под неискушённого исполнителя.
Где истоки авторской песни? Думается, что своё начало она берёт в музыкальной культуре Древней Руси от древних слагателей былин (баянов), певцов-дружинников. Автор стихов и музыки являлся её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт.
Истоками современной авторской песни можно считать:
- городской романс;
- народный фольклор;
- студенческий фольклор;
- театральные песни;
- военные песни, особенно периода Великой Отечественной войны;
В советские времена авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в походах, экспедициях, в кругу друзей, единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
Более полувека существует в нашей стране явление авторской песни, до сих пор не вполне объяснённое. Социологи и культурологи давно увидели в авторской песне не разновидность песенного самодеятельного творчества, не новый песенный жанр, а целостный, самостоятельный в и д и с к у с с т в а, с полным правом поставив его в ряд с классической музыкой, кино, балетом, театром.
Авторская Песня – уникальное явление, появившееся и существующее преимущественно в русскоязычном пространстве и практически не имеющее аналогов в мире.Фестивали авторской песни хоть и проходят сейчас по всему миру, но затрагивают, в основном, только русскоязычную аудиторию.
В мировой песенной культуре, конечно, можно найти нечто подобное - это и французский шансон (Жорж Брассенс, Жак Брель, Энрико Масиас), и американские «песни протеста» (Пит Сигер, Вуди Гатри), и немецкие барды (Герберт Грёнемайер, Райнхард Мей, Вольф Бирман), однако творчество указанных мастеров не вполне коррелируется с рассматриваемым нами понятием авторской песни.
«В русской культуре ХIХ-ХХ в. (впрочем, как и в западноевропейской) голос музыканта звучит не менее мощно, чем голос поэта. Однако в европейской модели музыкант замещает поэта, заступает его место. В русской же создается модель трех вершин, в которой голоса поэта, музыканта и философа занимают равное положение. Возникает мистериальный синтез трех начал – полифоническое действо философско-музыкальной наполненности, поэтико-музыкального напряжения и философско-поэтической образности», – пишет в своей работе «Философия и музыка...» известный российский философ Михаил Уваров. И это, надо думать, и есть искомый ответ.
Таким образом, мы видим, что ни по достигнутому качественному уровню, ни по вкладу в национальную культуру, ни по своей массовости движение АП не имеет аналогов в мировой культуре.
Русская Авторская Песня явила собою «благую весть» о живой человеческой душе, заставила людей по-новому ощутить, воспринять себя и окружающие реалии.
Имена основоположников жанра авторской песни – Окуджавы, Визбора, Высоцкого, Галича, Городницкого, Кима – стали паролевыми, тестовыми, на принадлежность к общности нового самосознания. Эти авторы дали безгласному советскому человеку возможность пережить и почувствовать, что внутри у него – не «пламенный мотор», а живое человеческое сердце, что в каждом из нас – живая душа и мы несем за неё ответственность. Эти песни совершили наше внутреннее преображение. Они стали как бы нашей мирской, гражданской «литургией» атеистического общества, понимая, что дословный перевод слова «литургия» (др.греч.) – [λειτουργια]< [λεως] народ, община + [εργον] дело, служение –«общее дело, служение народу». Авторская песня и есть приглашение к совместному переживанию, сотрудничеству, к общему делу развития человеческого в человеке, к служению своему народу через служение его культуре. И она обратила нас в свою веру, в центре которой – человеческая личность, её живая, мыслящая душа, исповедующая ценности вполне христианского характера.
Авторская песня – самобытное, абсолютно неординарное музыкальное явление, которое целиком не укладывается ни в одно из существующих определений.
Это – удивительно тонкий, художественно полноценный инструмент общения. Авторская песня всегда была своего рода нишей, сберегающей духовное и интеллектуальное начало в человеке.
При всём обилии имён, тем и жанров, песни бардов создавали и создают свой особый мир, – мир осязаемо реальный, в котором можно себя испытать, мир без ложной патетики, без аффектации романтизма, но пропитанный им – романтизмом – мир, – мир романтизма сокровенного.
В профессиональном же отношении, при всей несхожести творческих стилей, авторская песня объединена трепетным отношением к слову, к поэзии. Обогащенные энергией слова, музыка и исполнение приобретают особое качество духовности, особую и н т о н а ц и ю, чутко улавливаемую слушателями.
В своих стихах-песнях автор всегда пишет только о том, что его волнует, о с в о ё м видении мира.
«Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить...» Булат Окуджава
Автор делится своими размышлениями о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому концерт авторской песни – это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы слушатели увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить себя (в первую очередь) и мир.
Следует понимать, что сочувствие (совместное чувствование), соразмышление в обязательном порядке предполагают наличие со стороны зрителя определённого душевного и интеллектуального усилия, что, с одной стороны, формирует специфический состав слушателей авторской песни, а, с другой – гарантирует авторскую песню от скатывания к «развлекаловке», является своеобразным критерием, паролевым тестом на её «принадлежность к жанру».
Но и то, и другое имеет место быть только при выполнении главного условия: «...не стараясь угодить...». Как только автор предпринимает попытку «угодить», не важно кому – зрителю, власти, моде, собственным конъюнктурным соображениям – сразу появляется фальшь, неуловимо меняется и н т о н а ц и я, что тут же чутко отслеживается слушателями и сразу выводит «уклониста» из жанровых рамок. Так происходит своеобразное «самоочищение» авторской песни, явление тоже уникальное в мире искусств.