Услышать музыку сфер

   «Отец комедии» Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывал, что они «...воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке...» и считал, что во главе народа должны стоять «мусические» – музыкально образованные граждане. При этом следует понимать, что древнегреческое слово «мусике» [μουσικη] – искусство муз –обозначало всю область – литературы, науки, искусств, – которой ведали музы.

   Система школьного образования в древних Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию.

   «Душу мы, прежде всего, совершенствуем, – писал Лукиан, – обучая юношей музыке, счёту и грамоте... затем они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли...». После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению.

   Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они совершенно справедливо полагали, приучали учеников к упорядочиванию в движениях, в мыслях, в эмоциях и в деятельности.

   «Когда научились играть на кифаре, учат их опять стихотворениям других хороших поэтов-песнетворцев, прилаживая слова к музыке, и заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, чтобы, становясь более кроткими, чинными и уравновешенными, были они готовы и для речей, и для деятельности: ведь вся жизнь человека нуждается в чинности и добром ладе...» (Платон «Протагор»)

   Следует понимать, что задачей массового музыкального воспитания в современной школе должно являться не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего – на их нравственность.

   «Музыка искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека... и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» (Дмитрий Кабалевский выдающийся российский композитор, педагог, доктор искусствоведения)

   Однако не всякая музыка годится для воспитания. Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества, самой острой, пожалуй, является проблема лёгкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни подрастающего поколения.

   Искусство способно и увлекать человека, и развлекать его. Увлечь можно только глубокими мыслями и глубокими чувствами. Развлечь же можно чем угодно, любым пустяком, лишь бы он был сделан занятно и «щекотал нервы». Подлинное, глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков старения. Развлекательная же музыка подчинена зыбким законам скоропроходящей моды. Жизнь даже самых удачных эстрадно-развлекательных песенок измеряется месяцами, а нередко и неделями. Развлекательные опусы быстро приедаются, перестают развлекать и вызывают потребность в чём-то более развлекательном, а потом – ещё в более развлекательном и т. д. – до бесконечности.

   Становясь постепенно единственной духовной потребностью, развлечение неизбежно ведёт к пресыщенности, умерщвляя, в конце концов, все эстетические идеалы и способности. Так формируется  своеобразный тип эстетически извращённого человека, не способного к активному, творческому восприятию настоящего, не воспринимающего ни больших мыслей, ни глубоких чувств. Развлекаться! Любым способом, лишь бы развлекаться! – этим исчерпывается его эстетический мир. Надо ли говорить, что проблемы художественного качества, таланта, мастерства, содержательности музыкальных «произведений» перестают здесь вообще играть какую-либо роль. Всё принимается, ничего «лишнего» не требуется – лишь бы было позанятнее, поразвесистее, «покруче»!

   Так естественная, нормальная для всякого нормального человека потребность в развлечении и, соответственно, в развлекательной музыке, превращается в стену, в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего, большого искусства, от настоящей жизни.

   «Гармония... даруется Музами тому, кто обращается с ними разумно, не для бесцельного наслаждения, – которому служат, кажется, теперь, – а в качестве пособницы, приводящей в порядок и в согласие с собою расстроенное круговращение нашей души», – утверждал Платон  в «Тимее».

   Массированное наступление развлекательной музыки создаёт сегодня огромные трудности в области духовного воспитания подрастающего поколения уже одним тем, что вносит смятение в неокрепшие детские умы. Час, в лучшем случае два часа в неделю педагог старается вызвать в них интерес и любовь к подлинному искусству, к настоящей музыке. А сколько часов они находятся под воздействием кино, радио и телевидения, заполненных сегодня лёгкой, развлекательной и безвкусной музыкой, пошлыми и зачастую безнравственными песенками? Попробуйте-ка устоять против этих влияний, не имея основательного выработанного вкуса, иммунитета против пошлости. Попробуйте остаться сухим под ливнем, если у вас нет ни зонта, ни плаща!

   Следует отметить, что и древние понимали, что музыка может оказывать на человека как высоконравственное, так и развращающее влияние.

   Платон в «Законах» различал двух Муз: «Человек, который, начиная с детства и вплоть до разумного, зрелого возраста, сживается с рассудительной и умеренной Музой, услышав враждебную ей Музу, презирает её и считает неблагородной; кто же воспитался на расхожей, сладостной Музе, тот говорит, что противоположная ей Муза холодна и неприятна. Поэтому, как сейчас было сказано, в смысле приятности или неприятности ни одна из них не превосходит другую. Зато первая чрезвычайно улучшает жизнь людей, на ней воспитавшихся, вторая же – ухудшает».

   Аристотель, считавший музыку, песню основным средством воспитания, оказывающим огромное влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека, как и Платон, производил строгий отбор ладов и музыкальных инструментов, допустимых к воспитанию юношества. Он делил лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние) и указывал, в каких случаях какими ладами надлежит пользоваться.

   Согласимся с великими: продукты человеческой культуры, в том числе и произведения искусства, могут нести как позитив, так и негатив.

   В любом произведении заложена информация о состоянии автора, в стихах – поэта, в музыке – композитора. Человеческое состояние кодируется звуками, словами. «Потребляя» данное произведение, человек получает этот код и входит в состояние автора. И тут главное -  чтобы это состояние не было патологическим. В этом случае прослушивание такого произведения может быть попросту небезопасно. Патологическое произведение тоже может быть сделано на высоком профессиональном уровне, но оно неизбежно несёт на себе отрицательный заряд, оно вредно так же, как отравленная атмосфера, как табак или алкоголь.

   Проведённые недавно исследования с использованием приборов, фиксирующих эффект Кирлиана, показали наличие прямой зависимости психоэмоционального и физиологического состояния человека от рода прослушиваемых им музыкальных произведений.

Справка:

   Эффект Кирлиана(он же эффект электрографии) разновидность электролюминесценции излучения света атомами или молекулами, переведёнными предварительно в возбуждённое состояние электрическим переменным полем частотой 10-100 кГц при напряжении между электродом и исследуемым объектом от 5 до 30 кВ.

   Проявляется как своеобразный ореол «аура» вокруг изображения различных (как биологических, так и небиологических) объектов при фотографировании их в высокочастотном сильном электрическом поле.

   Открыт в 1949 году краснодарским физиотерапевтом С. Д. Кирлианом (совместно с супругой В. Х. Кирлиан).

   Для живых объектов характер свечения меняется в зависимости от состояния объекта, в частности интенсивность и конфигурация излучения зависит от таких параметров как психоэмоциональное состояние испытуемого, состояние его сердечно-сосудистой системы, функциональности отдельных органов и т.д., причём эффект Кирлиана позволяет отслеживать изменения состояние организма в реальном масштабе времени.

<=

=>