У истока Западной Двины
В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Аграрная реформа 1906 года, названная в честь П. А. Столыпина столыпинской, привела к заметному оживлению экономики в аграрном секторе России. Очень многие, толковые крестьяне нашей андреапольской земли воспользовались возможностью выйти из крестьянской общины на хутора и отруба. Реформа привела к росту кулачества. Многие жившие в нужде и бедности селяне, став хозяевами на своем хуторе, на отрубе, наконец-то досыта накормили не только свою семью, но у них даже появилась возможность излишки хлеба и другой продукции продать на рынке.
Активному развитию нашего края в это время способствовало то, что в сторону Андреаполя со стороны города Осташкова прокладывали железнодорожную линию Бологое—Полоцк. Станция Андреаполь была открыта в 1905 году.
Строительство железной дороги обеспечивало жителе окрестных деревень работой, а позднее — и удобным, экономически выгодным транспортом не только для передвижения, но и для сбыта леса и сельскохозяйственной продукции, чем были богаты наши волости.
С большой заинтересованностью и патриотизмом к своей маленькой родине — Андреаполю относились владельцы поместья Кушелевы. По инициативе старшего из них Андрея Сергеевича, более двух десятилетий в начале XIX века в селе Мачихино функционировал курорт «Андреапольские минеральные воды». Он же заложил основу для образования и развития будущего поселка, а затем — города. (Кстати, своё имя помещики увековечили в названии Андреаполь).
Последний из помещиков Кушелевых, Андрей Андреевич также оставил заметный след в истории Андреаполя. Родился: он 5 июня 1854 года. В 1864 году был определен в пажеский корпус, а в 1872 году — пожалован в камер-пажи. До 1884 года служил в лейб-гвардии Измайловском полку, затем уволен в отставку в чине капитана с правом ношения мундира. С 1884 года он состоял почетным мировым судьей по Осташковскому уезду, а с 1891 года шесть лет был земским начальником 8-го участка уезда. С октября 1896 года в чине действительного статского советника Андрей Андреева Кушелев был одним из предводителей дворянства Осташковского уезда Тверской губернии. Его служебное положение помогало тому, чтобы строительство железной дороги, станции и пристанционного хозяйства на территории поместья превратило маленькие поселения Дубна, Мачихино, Горка в крупный поселок.
Война 1914-18 годов глубоко потрясла все хозяйство царской России, привела к массовому обнищанию крестьянства. В первые же годы войны было поставлено под ружье 14 миллионов человек наиболее работоспособного населения страны. Война вызвала разорение бедняцко-середняцких хозяйств. Размеры посевных площадей зерновых, а следовательно и валовые сборы хлебных культур в 1916-17 годах снизились на 28-29 процентов довоенных сборов (П. И. Лященко. «История народного хозяйства СССР». ГИПЛ, 1956 г.).
Крестьянская беднота в это время составляла 65 процентов всего населения деревни, 30 процентов крестьян не имело лошадей, 34 процента — инвентаря, 15 процентов — не производило посевов («Из истории Смоленского края». Смоленск, 1958 г.).
Таков основной экономический фон Тверской, Псковской, Смоленской губерний (на стыке границ которых находился наш район) сохранялся вплоть до октября 1917 года. Гак, в Торопецком уезде соотношение в землепользовании и распределении скота предопределяло закабаление крестьян помещиками. В уезде проживало 95,3 тыс. крестьян и лишь 2,1 тыс. помещиков, а владели они соответственно: пашней — 21,5 тыс. десятин и 76,6 тыс. десятин, крупным рогатым скотом — 12,5 тыс. голов и 27,3 тыс. голов, лошадьми — 2,7 тыс. голов и 14,4 тыс. голов.
На одного крестьянина приходилось покосов 0,4 десятины, а на помещика — 10,5, лесов соответственно — 0,18 и 100,4 десятины. Такое неравноправие формировало антагонизм во взаимоотношениях крестьян и помещиков.